У нас была простейшая игра пошагового путешествия на двух листах из разворота детского журнала, где надо было фишками по очереди идти к финишу, бросая кубик с точками от 1 до 6.
Внучка Дашенька 4-х лет быстро научилась считать до 6, и тогда с любимым нашим присловьем «а теперь усложним задачу», что означало сделать игру поинтересней, мы стали бросать два кубика одновременно.
При этом у второго кубика мы залепили пластилином по три точки на гранях 4, 5 и 6. Получился кубик с двумя тройками, с двумя двойками и двумя единицами.
Теперь, бросая оба кубика, мы складывали точки на двух выпавших гранях, при этом счет велся до 9.
Но для беглости счета этого оказалось мало. И тогда мы посадили играть с нами лошадку – мягкую игрушку из мягкого домика, где «жили еще две лошадки».
Вместо лошадки кубик бросали мы по желанию, а вот арифметикой занималась Даша, она же вместо лошадки и переставляла ее фишку.
Я тоже взяла себе лошадку и... стала мухлевать, складывать суммы с превышением так, что моя лошадка вырвалась вперед. Ребенок не сразу заметил ошибку, но я ухитрилась вовремя засомневаться, правильно ли я посчитала, и тогда мой обман ребенком был быстро распознан.
Пришлось Даше проверять меня, опять же быстро складывая и за меня, и за лошадку мою. (Что поделаешь, в любом ученье нелегко, но каждый раз, когда ей было скучно после игры в куклы или нужен был перерыв после планшета, мы садились играть в компании лошадок.)
Как научиться в этой игре вычитать?
Так же, вычитая из большего меньшее количество точек, только теперь вы будите продвигаться медленнее, и игра затянется. Либо, если не хочется через чур удлинять время игры, можно на первой странице разворота складывать, а на второй вычитать (это требует дополнительной внимательности, поскольку постоянно забываешь, что надо уже не складывать).
Надо тут заметить, что окончание игры мы использовали, как возможность вычитать. Если до финиша оставалось два шага, а выпадало больше, например 5, то мы возвращались назад, оказываясь отброшенными на 3 шага. И тогда вычитание было движением назад.
Можно было бы учиться считать и до 12, и даже тремя кубиками.
Но мы почему-то учились считать до 10, а потом считали десятками до 100.
Особенно внимание переводилось на арифметику, когда мы ехали в трамвае из садика, в моменты, когда ребенок начинал от скуки терять настроение: «Сколько будет, если к 20 прибавить 70?»
При этом она меня тоже экзаменовала, а я в ответ, как водится, «удачно» ошибалась, и ребенок учил меня, как нужно правильно складывать.
Со временем переходили на числа с окончанием на 5, а потом и на полные сложения и вычитания.