На сегодня в нашем мире представлено огромное разнообразие различных видов и типов электроинструмента. Но среди них по популярности первое место между собой делят дрель и углошлифовальная машинка (УШМ) она же "болгарка". Здесь речь пойдет о "болгарке". Практически любой человек кто хоть что то делает своими руками знает и имеет этот инструмент. Часто и не один. Так что рынок исходя из спроса предоставляет богатый выбор этого так нужного всем электроинструмента. Определится с выбором и не пожалеть в последствии о потраченных деньгах, поможет данная статья.
Начну с описания видов болгарок, конструкций их узлов и полезных опций. Плюс немного советов по работе с ними.
Основные характеристики.
Максимальный диаметр круга.
Есть два основных типоразмера 125 мм и 230 мм. Они перекрывают почти весь диапазон работ для УШМ машинок. Остальные типоразмеры используются гораздо реже, чем два первых. Самый популярный 125 мм применяют практически для всех видов работ. Инструмент под такой размер диска достаточно легок, компактен, удобен в использовании и может использоваться для работы одной рукой. Хотя это и не рекомендуется. Хорошо справляется с деликатной работой. При этом у него достаточно высокая производительность. Он выполняет все работы, что и большая УШМ на 230, но медленнее. УШМ под 230 круг требуется для выполнения большого объема работ: разрезать трубу крупного размера, отшлифовать большую площадь бетонной поверхности, вырезать дверной проем в бетоне и т.д.
Мощность
Это решающий фактор при выборе инструмента. Она зависит от вида работ, которые предполагаются выполнять и максимального диаметра круга "болгарки". Чем мощность больше, тем быстрее скорость выполнения работ. На примере из собственной практики могу сказать при одинаковых оборотах, размерах и свойствах круга (диаметр, толщина, изготовитель и т.д.). 125-я болгарка мощностью 750 Ватт разрежет 2 миллиметровый лист железа медленнее, чем 125-я болгарка на 1800 ватт 5 миллиметровый лист железа.
Так при любой длительной работе по бетону или с зачистными металлическими щетками по металлу, для болгарки под 125-й круг, следует выбирать мощность не менее 1000 Ватт. С меньшими показателями инструмент может преждевременно выйти из строя. Ну или чтобы этого не произошло на нем хотя бы должна стоять защита от перегрузки. Для остальных работ подойдет инструмент до 1000 Ватт, пострадает только производительность. При этом важно еще понимать, что мощность которую обычно указывают производители болгарок - это мощность потребляемая электродвигателем. И прежде чем она дойдет до выходного вала редуктора она частично потеряется в самом электродвигателе, во всех подшипниках, зубчатой передаче и т.д. уменьшившись на выходе в среднем на 30% процентов. Поэтому болгарки с одинаковой мощностью электродвигателя могут оказаться с разной мощностью на выходном валу редуктора. Причем она напрямую зависит от внутренней конструкции и при отсутствии информации о выходной мощности ориентироваться следует на особенности конструкции инструмента.
Бесщeточный мотор.
Другие названия: BL motor, вентильный двигатель. Основное его преимущество низкие потери мощности. У него отсутствуют угольные щетки. Которые могут искрить, требовать периодической замены и если они без выстрела, то без присмотра могут привести к выходу из строя электродвигателя. К его недостаткам относятся: высокая цена и использование в конструкции мощного магнита. На который при работе может налипать металлическая пыль. Еще одним крупным недостатком для некоторых моделей сетевого инструмента с поддержанием постоянных оборотов является то что при КЗ коротком замыкании (например перебит сетевой кабель) выходит из строя управляющий блок электроники. Замена которого может оказаться нерентабельной.
Выбор такого двигателя для сетевых УШМ уменьшает габариты инструмента значительно повышая удобство с ним. Для аккумуляторных версий позволит значительно продлить время их работы без подзарядки.
Защита от перегрузки
Одна из полезных, но спорных опций. Она продлевает срок службы инструмента и спасает от поломки кругов при работе. Особенно часто встречающиеся у людей любящих как следует надавить на обрабатываемую поверхность.
К минусам этой функции следует отнести что, двигатель после перегрузки останавливается и потребуется снова нажать кнопку, чтобы включить болгарку. Это может сильно раздражать на маломощном инструменте.
Защита от закусывания диска.
В сравнении с защитой от перегрузки выключает двигатель при резкой остановке(закусывании) диска . Позволяет уберечься от травм при работе и предотвращает разрушение диска.
Защита от повторного включения.
С ней инструмент при внезапном отключение электричества не включится опять. Пока выключатель не вернется в нулевой положение.
Регулировка оборотов.
Спорная опция, применение которой трудно найти. На маломощном инструменте пользоваться ей требуется осторожно т.к. существует опасность что на малых оборотах из - за перегрева двигатель выйдет из строя . Ее лучше не использовать при отсутствии защиты от перегрузки двигателя.
Система поддержания постоянного числа оборотов.
Поддерживает постоянной скорость вращения диска независимо от нагрузки. Обеспечивает постоянную скорость резки и улучшает качество работы. Хорошая функция, но лучше с ней брать только аккумуляторный инструмент. Сетевые "болгарки" с такой функцией при случайном повреждении провода и вызванного эти небольшого короткого замыкания выходят из строя. У них очень часто "летит" блок электроники. Стоимость замены которого практически такая же как и цена самой "болгарки".
________________________________________________________________________________________
Конструкции для фиксации диска на инструменте.
Фиксация диска с помощью двух ключей.
Может быть использована на всех болгарках, достаточно чтобы на прижимных шайбах было место под ключи. Специальные прижимные шайбы можно купить отдельно.
Фиксация диска с помощью стопорной кнопки.
Существует два варианта фиксации с помощью стопорной кнопки. Самый распространенный это когда фиксируется большое зубчатое колесо, а затем с помощью ключа крутится стопорная гайка. К его достоинствам можно отнести относительную простоту конструкции. К недостатком при отворачивании в застопоренном положении заклинившего диска может отломится шток стопора фиксации зубчатого колеса. Другой вариант использует на некоторых моделях фирмой DeWalt. Где стопорится не большое зубчатое колесо, а вал электродвигателя с маленькой зубчатой шестерней. При этом при отворачивании в застопоренном положении заклинившего диска усилия на стопор от отворачивания гайки падает на величину передаточного отношения углового редуктора. Меньше в несколько раз нагрузка на стопор, меньше вероятность его поломки.
Фиксация при помощи быстрозажимной гайки.
Применяется на любой стандартной болгарке. Помогает осуществить быстрое откручивание оснастки, без особых усилий.
Фиксация с помощью новой системы X-LOCK фирмы Bosсh .
Обеспечивает быстрое снятие и установку оснастки и на мой взгляд является будущим для систем фиксации УШМ. Достаточно потянуть за специальный рычаг снять изношенный диск и поставить новый. Затем опустив рычаг зафиксировать. Не требует наличия фиксатора, который может сломаться при откручивании.
К недостаткам можно отнести то что: эта система требует оснастку (диски, щетки и т.д.) предназначенную только для системы X-LOCK . Обычные диски для нее не подходят. Причем сама оснастка стоит дороже чем обычная.
________________________________________________________________________________________
Конструкции для фиксации защитного кожуха.
Самый простой способ фиксации кожуха с помощью болта, он оптимален только при условии неизменного расположения защитного кожуха. Встречается на дешевых моделях и является самым медленным по времени настройки, встречается его вариант с эксцентриковой гайкой. Фиксация с ее помощью уже гораздо быстрее, но при работе защитный кожух на таких гайках может проворачиваться от вибрации. Поэтому самым оптимальным является фиксация с помощью специального стопорного рычага и насечек на кожухе куда устанавливается этот рычаг.
В интернете очень много роликов, в которых разбирают электроинструмент на части. Зная на что обратить внимание при просмотре этих роликов. Можно понять, на сколько та или иная модель УШМ подойдет именно к вашим условиям работы. Какие преимущества или недостатки, имеющиеся в них можно узнать при взгляде на их внутренне и внешнее устройство. Об этих знаниях и пойдет речь далее. Также поможет определится с выбором информация представленная на официальных сайтах фирм изготовителей. Она более точная и достоверная по сравнению с информацией в магазинах.
________________________________________________________________________________________
Редуктор.
При разборе редуктора можно увидеть и определить:
Применяемые подшипники.
- Самый лучший вариант это шарикоподшипники они наиболее надежны, хорошо переносят высокие скорости вращения и наименее требовательны к условиям их монтажа и точности изготовления деталей, на которых они стоят.
- Игольчатые подшипники. Их часто неправильно описывают как роликовые. Они обычно ставят на тихоходном зубчатом колесе. Выдерживают высокие радиальные нагрузки, но вообще не рассчитаны на осевые. Плохо переносят высокие обороты, требовательны к соосности опор и жесткости валов на которых установлены. Поэтому и срок службы таких подшипников ниже шарикоподшипников. Потери мощности выше чем у шарикоподшипников. При всем при этом следует отметить что на инструменте топовых фирм, который берут для тяжелых условий эксплуатации, например таких как: Fein, MILWAUKEE, Hilti. Как раз и используют игольчатый тип подшипников. Но на мой взгляд лучше поставить два шарикоподшипника вместо одного игольчатого.
- Третий вариант втулки или подшипники скольжения. Самый дешевый вариант. Лучше чем игольчатые выдерживают высокие радиальные нагрузки, так же вообще не рассчитаны на осевые. Но сильно греются, имеют большие потери мощности и хуже всех в плане долговечности. Хотя на практике сталкивался с тяжелым промышленным оборудованием где втулки не менялись больше 50 лет.
Стоит также обращать внимание на фирму изготовителя подшипников. Примеры хороших изготовителей, фирмы: SKF, INA, NSK, KOYO.
Тип зубьев шестеренки и зубчатого колеса редуктора.
- Прямозубая зубчатая шестерня (колесо) самый дешевый вариант. В сравнении с другими вариантами она меньше греются при работе и имеют самые низкие потери мощности. На этом все ее преимущества заканчиваются. Плохо переносят динамические нагрузки, самые шумные при работе.
- Косозубые конические зубчатые передачи хорошо переносят динамические нагрузки. От ударов, заклиниваний отрезного диска и т.д. При одинаковых размерах и твердости(об этом позже) зубчатых колес следует предпочесть инструмент с косыми зубьями. Он прослужит дольше. Имеют сравнительно не значительные потери мощности.
Фирма Makita в своем стремлении снизить динамические нагрузки пошла еще дальше. Она применяет систему Super-Joint-Sistem. В этой системе вращение от вала электродвигателя передается на надетую на этот вал шестерню не жестко через шпонку, а мягко с помощью пружины. Своего рода упругая муфта. См.рисунок ниже>>. Это позволяет при пуске и закусывании диска инструмента смягчать удары зубьев друг о друга.
Твердость зубьев конического редуктора.
Если кратко, то чем выше твердость зубьев, тем дольше проработает редуктор. Самый простой способ определение твердости это шаркнуть по зубьям напильником. Чем меньше следов остается, тем тверже зубья и дольше срок их службы. Для более точного определения твердости существуют наборы тарированных напильников с разной степенью твердости. Они помогут более точно определить твердость. Многие интернет блогеры используют обычные напильники в своих обзорах, но я пока не видел, чтобы они использовали тарированные.
Другой способ по цвету материала. Но им я не владею и потому объяснить не смогу.
Консольное крепление вала зубчатого колеса редуктора.
- Встречается только в моделях фирмы DeWalt.
Конструкция более затратная в изготовлении, но имеющая ряд преимуществ по сравнению с распространенными редукторами болгарок.
Во первых при таком креплении вала и наличии ревизионного лючка появляется возможность менять смазку и осматривать редуктор сняв только лючок редуктора. Никаких регулировок в редукторе при этом нарушено не будет.
Во вторых можно визуально по пятну контакта или с помощью микрометра можно оценить зазор между зубьями. Регулировки при этом не нарушатся.
При стандартном редукторе на заводе с помощью прокладок выставляют этот зазор. Для чего приходится несколько раз снимать и ставить крышку редуктора на место. Каждый раз стирая и нанося краску обратно. И когда, разобрав его в очередной раз и убедившись, что все в норме редуктор собирают. Не факт что этот зазор выставится правильно. Проверить же это уже не получится без очередного снятия крышки, но ее ведь потом снова придется устанавливать на место. Получается своего рода замкнутый круг. Избежать этого и помогает консольное крепление вала зубчатого колеса редуктора. Только при таком варианте зазор можно выставлять с помощью микрометра, что более точно чем по краске. Естественно при правильной регулировке это положительно повлияет на срок службы зубьев редуктора.
В качестве примечания хочется сказать, что многие при покупке болгарок с таким редуктором беспокоятся что крышки верхних лючков пластмассовые . Можете об этом не волноваться никаких нагрузок они не несут, там нечему ломаться.
Конусное сцепление зубчатого колеса редуктора с выходным валом.
Нашло применение для защиты для зубчатого колеса от перегрузки у фирмы DeWalt. Достигается это за счет применения конусного фрикциона с пружинным поджатием по принципу конусной фрикционной муфты).
Идея хорошая, вот только "болгарка" с таким механизмом при его проскальзывании начнет работать не в полную силу и не факт что вы сможете это быстро заметить. К тому же непонятно что обойдется дешевле замена зубчатого колеса со сломанными зубьями или замена стертых конусов и и сработанной пружины. Да и сама такая перестраховка, по моему мнению, выглядит избыточной. Шестерня на нормальных "болгарках" и так фиксируется за счет зажатия гайкой и в случае перегрузки ее провернет на валу двигателя спасая зубья и свои и зубчатого колеса. Так что специально выбирать инструмент с таким "девайсом" не стоит, но и отказываться от него тоже.
Нашел применение на: cерии "болгарок": DeWALT D28130 по DeWALT D28137.
Возможность изменить положение редуктора относительно его корпуса.
Большинству пользователей эта функция не понадобиться. Так как "по умолчанию" редуктор выставлен в наиболее удобном положении.
________________________________________________________________________________________
Электрическая часть.
На разобранном корпусе можно оценить способы защиты электродвигателя и многое другое:
- Наличие лабиринтных уплотнений двигателя. Лабиринтные уплотнения значительно уменьшают количество проникающей в двигатель пыли при его работе (см. рисунок выше “Болгарка Makita с системой Super-Joint-Sistem ”)
- Бронирование статора и ротора двигателя (см.рисунок выше “Редуктор в разборе”). Бронирование помогает защитить медные обмотки электродвигателя от пыли за счет нанесение на обмотки статора и ротора защитного покрытия.
- Присутствие пылезащитной крыльчатки (на некоторых моделях DeWalt).
Принцип работы ее прост, но эффективен. Набегающий поток воздуха от вентилятора электродвигателя раскручивает ее и уже она за счет вращения отбрасывает частички пыли в сторону от крыльчатки. Самодельные воздушные фильтры с таким же принципом очистки воздуха для двигателей в Великую отечественную устанавливали сами водители. На знаменитые полуторки ГАЗ. С завода машины шли вообще без фильтров, переделка продлевала срок службы моторов.
- Наличие автоматического отстрела щеток. Помогает защитить двигатель от поломки при их критическом износе.
- Возможность проверить состояние щеток без разбора корпуса. Думаю и так все понятно.
__________________________________________________________________________________________
Оригинальные технические решения.
Некоторые конструкции применяемые в болгарках вряд ли получат широкое распространение по тем или иным причинам. Но я решил обратить на них ваше внимание. Так как они могут встретится в выбираемом инструменте. И может возникнуть вопрос стоит ли покупать такой инструмент.
- Мгновенный останов двигателя от фирмы Metabo. Представляет собой дисковый тормоз установленный сзади на вале электродвигателя и поджатый пружиной. При нажатии на клавишу включения болгарки пружина отжимается и тормоз растормаживается (отключается). Если отпустить клавишу включения инструмента пружина опять прижмет диск и остановит электродвигатель.
Все хорошо вот только насколько он лучше (быстрее) электронного останова двигателя и если нет. То зачем платить за него больше.
Нашел применение на УШМ: METABO WEPBA 26-230 MVT QUICK.
________________________________________________________________________________________
Собирательный образ лучшей 125-ой болгарки.
- Мощность от 1000 Ватт и выше
- Использование только шарикоподшипников
- Расположение штока фиксатора диска на валу электродвигателя (на некоторых DeWalt)
- Консольное крепление зубчатого колеса редуктора (на некоторых DeWalt) с ревизионным лючком (крышкой) редуктора
- Криволинейные зубья редуктора
- Максимальная твердость зубьев редуктора
- Использование системы Super-Joint-Sistem (на некоторых Makita) или подобной ей
- Бронирование статора и ротора электродвигателя (с обеих сторон)
- Графитовые щетки с отстрелом если инструмент беспроводной, то бесщеточный двигатель.
- Возможность быстрой замены щеток
- Лабиринтные уплотнения электродвигателя с обеих сторон
- Пылезащитная крыльчатка (как на некоторых моделях DeWalte)
- Использование виброизолирующих ручек (помогает при длительной работе)
Прим. Все параметры кроме мощности подходят и для 230-ой.
________________________________________________________________________________________
Полезные советы при работе с болгарками.
- Если не хотите чтобы диск заклинило прижимную гайку, следует закручивать от руки. Этого вполне достаточно для того чтобы она не откручивалась. При работе она самозатягивается за счет разного направления вращения диска и нарезки ее резьбы.
- Устанавливайте между гайкой и диском кружок из мягкого материала бумаги или еще лучше пластиковой упаковки от йогурта для предотвращения заклинивания диска.
- При заклинивании диска можно нагреть стопорную гайку открытым огнем или за счет трения стопорной гайки на включенном инструменте об кусок дерева. Нагретая гайка в большинстве случаев легко открутится.
- Работайте инструментом искрами на себя.
- При работе проволочными щетками следует ограждать защитными экранами территорию, где вы работаете. Кусочки проволоки от щеток очень часто отлетают от болгарок и могут нанести значительный урон находящимся рядом с вами людям или предметам.
- Кусочек проволоки вошедший в тело на пол сантиметра, довольно частое событие. По этой причине надо хорошо позаботится о защите глаз.
- Не забывайте про защитный щиток и перчатки.
________________________________________________________________________________________
Фирмы изготовители:
- Fein. По сравнению с другими производителями ее болгарки служат без ремонта в несколько раз дольше. Единственная фирма которая применяет в редукторах своих болгарок цементацию зубьев вместо закалки Т.В.Ч. Они также на выходном валу редуктора устанавливаю игольчатые подшипники. Не самое лучшее решение хорошо справляющееся с нагрузкой, но требующее высокого качества изготовления и материалов самого подшипника. С чем эта фирма успешно справляется. В следствии чего и цена на их инструмент кусается.
- MILWAUKEE - фирма производящая очень качественный инструмент. Есть недорогие модели с хорошими рабочими характеристиками. Использует в своих моделях игольчатые подшипники.
- DeWalt – в ее арсенале имеется немало технических решений которых нет у других. Выпускает довольно интересные модели. Это можно увидеть и по моему обзору. С качеством полный порядок. Некоторые жалуются на сильный нагрев редукторов. Но эта не проблема. В качестве объяснения показываю фотографию найденную на просторах интернета.
- Makita – качественный инструмент. Имеются и интересные технические решения
- Hilti - фирма использующая премиум решения фирмы Bosсh. Которая делает для них УШМ. Тот же Bosсh только вместо подшипников скольжения установлены игольчатые подшипники.
- Bosсh – делает качественный инструмент на любой вкус и кошелек. Без особых технических изысков. Но много решений для более удобного использования инструмента. Хорошее соотношение цена/качество. Сейчас в инструменте этой фирмы применяется много спорных решений в плане его долговечности такие как подшипники скольжения, пластиковые крышки редукторов, прямозубые шестерни.
- Лепсе – русский производитель, изготовляющий качественный инструмент при невысокой цене. Использует многие технические решения описанные здесь. В ее пользу говорит и то, что основная продукция этой фирмы оборонка.
- WORX - стопроцентно китайская фирма. Восходящая звезда в мире инструмента. Думаю займет место на уровне Bosсh и Makita.
- Фиолент и Интерскол – инструмент неплохого качества вполне подходящий для домашнего использования.
Остальные фирмы, а хороших и отличных много, я указывать не буду. Смотрите разборы инструмента и пользуйтесь моими советами при его выборе.
________________________________________________________________________________________
Полезные ссылки.
Ссылки на статьи блога "Мастерская гараж":
- Здесь пошагово рассмотрен выбор болгарок из 3-х разных моделей.
Анализ болгарок: на примере BOSCH GWS 1000 Professional и FEIN WSG 7-125. Является продолжением данной статьи. Там на практическом примере показаны способы сравнения и получения информации об УШМ. - Обзор оснастки для "болгарок": Насадки и приспособления для болгарки
- Обзор 125-ых "болгарок": 125-ые болгарки для покупки. Краткий обзор.