С 1929 года Jawa, самая известная чешская марка мотоциклов, выпустила более 3,5 миллионов двухколесных транспортных средств, в основном с двухтактными двигателями.
Франтишек Янечек (1878-1941), основатель Jawa, родился 23 января 1878 года в монастыре в Дедине - недалеко от Квасин, где он позже производил свои автомобили и где Шкода работает до сих пор. Янечек учился на инженера, но долгое время занимался электротехникой. В Праге вместе с бывшим помощником Эдисона Эмилем Колбеном, а затем в Нидерландах, занимаясь проектированием генераторов, он продал свои патенты Англии (трамвайная тележка) и Германии (дуговая лампа).
От роскоши до Народной партии
В 1929 году, когда вышла первая Jawa, начался экономический кризис, на 94% нашего рынка мотоциклов доминировали иностранные бренды. Не было времени для длительного саморазвития, не говоря уже о неопределенном исходе. Это было выживание компании, обеспечивающей работой высококвалифицированных работников оружейного завода. До сих пор Яничек владеет патентами за рубежом.
17 августа 1929 года он зарегистрировал торговую марку Moto Jawa (Янечек - Странник). Осенью Jawa 500 OHV, прозванный «лебедкой» за прочность и громоздкость, дебютировал на Пражском автосалоне. С коляской стоил 17 000 крон, что не намного меньше, чем самый маленький Aero 500. В течение следующих четырех лет он нашел только около 1016 покупателей.
Рама для фолка Jawa 175 была разработана молодым Йозефом , который имел перед собой работу над знаменитым мотоциклом Jawa Robot и послевоенной легендой Jawa 250, благодаря более эффективному производству цена упала с 4650 до 3490 крон, и к 1945 году было создано 27 535 экземпляров.
Автомобили
Jawa 700 дебютировал в 1934 году, и, несмотря на свою простую конструкцию, он был не совсем дешевым. Это было также связано с головокружительным производством в небольших сериях.
Однако Jawa Minor, представленная публике осенью 1937 года, является одним из самых красивых автомобилей Первой Республики.
После неудачного кандидата в президенты Второй Республики Мюнхен и победы над доктором Эмилем Хача, Янечек сосредоточился на фабрике. Но рак был лишен его сил, и поэтому он доверил компанию чрезвычайно способному доктору Ярославу Фрейо. Около 8500 недостроенных мотоциклов, 706 автомобилей, 200 тонн деталей и материалов были спрятаны перед оккупантами. Франтишек Янечек скончался 4 июня 1941 года на фабрике, у него был рентген в кабинете и он работал до последнего вздоха.
Несмотря на строгий запрет немцев, в ремонтной мастерской была проведена мирная программа под названием «умная комната». Дизайнеры использовали возможность изучить самые современные двухтактные двигатели в DKW, чьи машины для вермахта и СС ремонтировались. Jawa 250 «Волан» завоевал золотую медаль в Париже в 1946 году за самый современный мотоцикл и стал экспортным хитом.
Восток берет на себя все.
В то время четырехтактные мотоциклы Jawa уже были в прошлом, но двухтактные рокеры, говорят, что это был большой фейслифтинг «воланов», выпускались с 1954 года до начала 1980-х годов. Доминирующий советский рынок был ненасытным и скорее отказывался модернизироваться как ненужное осложнение в поставках запчастей и обслуживании.
В 1987 году был отмечен трехмиллионный мотоцикл Jawa, а в восемьдесят восьмом году заводская команда участвовала в Международном шестидневном конкурсе мотоциклов, выиграв мировой трофей 15 раз и Серебряную вазу 17 раз с 1932 года.
Десять лет назад Jawa 660 отпраздновал свое 80-летие с одноцилиндровым двигателем Minarelli с жидкостным охлаждением вместо ранее использовавшегося Rotax; В прошлом году было 1493 мотоциклов Jawa. К счастью, сообщество Jawa живо и не допустит гибели одного из (когда-то) самых известных брендов мотоциклов в мире.