Радио «Радонеж», Москва. 1992.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, февраль 2016.
12 ноября 1472 года Россия приобрела свой имперский герб. 520 лет тому назад великий князь Московский и государь Иоанн III Васильевич, создатель Российской державы, вступив в брак с греческой царевной Софией, племянницей последнего Византийского императора Константина XI Драгаса, павшего на стенах Царьграда, принял и византийский герб.
Перерыв, как видите, был недолгим — 1453-1472. Всего лишь 19 лет разделяют гибель Нового Рима и основание Третьего Рима. Еще даже не была разорвана ханская грамота, еще существовала Орда, еще даже не было титула «самодержец». Кстати, «самодержец» означает отнюдь не «абсолютный правитель», а «независимый от другого правителя». Самодержавие есть независимость (суверенитет). И дай нам Бог обрести самодержавие, а пока же мы весьма зависимы. Только через 8 лет все это произойдет, а Россия уже подобрала тяжкую ношу — миссию православного царства, ведущей христианской державы вселенной, защитницы Православной церкви, защитницы других православных, а шире восточнохристианских народов.
И никто по тому поводу не веселился. Почитайте послание старца Филофея Псковского Спасо-Елеазарова монастыря, в котором впервые сформулирована идея «Москва — Третий Рим». Там нету восторга, там есть предостережение. Значит, наши предки были трезвыми людьми, они понимали, что это тяжкая ноша, что это тяжелый труд, но больше некому было принять эстафету из рук погибшей восточной империи, некому было защищать христианство.
Символ двуглавого орла вместе с тем объединился с символом Москвы, которой еще святитель Петр, митрополит Киевский и Владимирский, предсказал ее роль столицы Российской. На щите на груди византийского двуглавого орла был помещен старинный московский всадник, к тому времени воспринимавшийся уже как икона святого Георгия Победоносца, поражающего змея, поражающего всякое мыслимое зло, материальное и нематериальное. Это наш герб. Его настолько у нас не отнять, что уже сейчас постоянно возникают вопросы о его возвращении. А в качестве эмблемы он уже появился.
Я хочу обратить ваше внимание только на два геральдических аспекта. Они важны. Символ двуглавого орла ложно толкуется и вводит многих в заблуждение. Кроме того, нам хотят его вернуть раздетым, лишив регалий.
Хотя держава и скипетр в лапах орла есть, безусловно, монархическая эмблематика, я не уверен, что от нее следует отказываться, даже если Русь останется республикой, ведь немцы, перейдя к республиканскому образу правления, не убрали исторических регалий со своего одноглавого орла. Но тут есть хотя бы формальный аргумент.
Две короны на главах орла обозначают две власти. Корона же, приподнятая над главами орла, есть Небесное благословение, есть слава Небесная. И сняв эту корону, мы тем самым геральдически откажемся от благодати, от благословения Небес. Следует очень внимательно подумать, могут ли православные, могут ли десятки миллионов православных безразлично относиться к этим играм.
Немаловажно знать еще одно — почему орел двуглавый. Есть старое заблуждение, и сейчас оно воскресло. Якобы, это означает, что Россия принадлежит востоку и западу, Европе и Азии. С нынешним увлечением «евразийством» это заблуждение будет встречаться еще чаще.
Так вот, прошу вас, обратите самое серьезное внимание, запомните раз и навсегда: двуглавый византийский орел — это символ симфонии, взаимной поддержки и содружества церкви и православного государства. Государство полностью берет на себя бремя защитницы церкви, а Православная церковь не вмешивается в механику государственных дел, но возлагает на себя право (оно же долг) нравственного суждения по всем решениям государства и государя, если это монархия.
Оглавление и поддержка