Подходы к деколонизации уже доказали свое влияние в мировой археологии, поощряя сотрудничество с коренными и местными общинами в целях улучшения идентификации и понимания важных объектов традиционного наследия.
Правовая защита культурного наследия и политика управления ресурсами эволюционировали с учетом практических протоколов и социальных аспектов практической археологии коренных народов; в результате организации по охране наследия дают менее колониальные и более нюансированные интерпретации прошлого.
Деколонизация археологов также помогла избежать повторения несправедливости, присущей колониальной практике в этой области. Например, в Австралии и Новой Зеландии археологи все чаще должны вести переговоры с общинами коренных народов до, во время и после раскопок объектов культурного наследия.
В некоторых регионах в ходе этих переговоров были собраны свидетельства старых культурных традиций, которые со временем могут быть изменены для обеспечения сохранения и восстановления местной флоры и фауны.
В совещаниях, проводившихся при содействии Всемирного археологического конгресса и других организаций, приняли участие археологи из разных регионов мира, которые обсудили общие проблемы и сформировали глобальные альянсы по деколонизации.
Будущие студенты, изучающие археологию, могут учиться на этих достижениях и использовать их для выявления новых пересечений между самобытностью и культурами прошлого и настоящего.
Они обнаружат, что евро-колониальные понятия расы, родства и идентичности нелегко сочетаются с незападными представлениями о современности.
Деколонизацию следует рассматривать как долгосрочный процесс, предполагающий бюрократическое, культурное, языковое и психологическое разделение колониальной власти.
Археологи посчитали необходимым пересмотреть и переосмыслить термины (например, пострасовые, межкультурные, транснациональные), пытаясь дать определение сложным выражениям самобытности коренных народов и этнических групп в постколониальном, постмодернистском мире.
Стандартизированные термины и подходы (например, процессуальные и постпроцессорные; различные временные эпохи; социальная эволюция) могут более не иметь универсального применения.
Даже термины постмодернистский и постколониальный являются проблематичными, поскольку они увековечивают иллюзию того, что колониальное господство коренных народов закончилось.
Подобно тому, как не существует единой колониальной модели, охватывающей весь колониализм, не существует единой модели коренных народов и единого деколонизационного подхода.
Включение лиц, не являющихся учеными, в число партнеров по исследованиям выявило культурные и процедурные различия, которые не всегда легко преодолеть. Взаимодействуя с живыми сообществами, археологи улучшили популярное понимание коренных народов и местных общин в современном постколониальном мире.
Процессы консультаций и сотрудничества носили преобразующий характер, однако они также были сопряжены с трудностями, учитывая присущий им дисбаланс сил между учеными (как очевидными агентами колониальных национальных государств) и археологическими субъектами (как восстановительные жертвы колонизации).
Коренные народы и другие колонизированные общины выражают потребности, которые не всегда совпадают с археологическими целями, категориями и обычаями. Больше внимания следует уделять обращению с материальным и нематериальным культурным наследием с учетом духовных, эфемерных и основанных на опыте отношений коренных народов с природой. Такое взаимодействие потребует тщательного и терпеливого общения.
Дальнейшие усилия по деколонизации археологии потребуют ситуационно конкретных, тщательно согласованных подходов, учитывающих непредвиденные социальные обстоятельства, а также научные соображения.
Многие общины коренных народов (как и другие маргинализованные народы) по-прежнему страдают от последствий колонизации, включая хроническую нищету и политическую маргинализацию.
Команды заинтересованных сторон, включая археологов, музейный персонал, общины потомков, носителей традиционных знаний, разработчиков и представителей государственных обществ, могут деколонизировать свои собственные социальные отношения и разделять общее дело, объединившись для защиты районов, в которых хранится уникальная история.
Экологические последствия колониализма наиболее очевидны в формах землепользования и развития, которые привели к оптовой добыче природных ресурсов и разрушению культурных ландшафтов.
Деколонизация проектов, прямо предусматривающих участие и расширение прав и возможностей коренных и местных общин, вероятно, окажет воздействие на долгосрочное землепользование.
Некоторые археологи стремились сохранить объекты культурного наследия, находящиеся под угрозой исчезновения, поставив перед собой задачи сохранения объектов и социальной справедливости.
Сотрудничество с носителями знаний коренных народов может вдохновлять на разработку новых подходов проектов, основанных на традиционных знаниях.
Вместо того чтобы подвергать свои земли и экосистемы коммерческому освоению и добыче ресурсов, ранее колонизированные общины могли бы изучать формы устойчивого развития (такие, как культурный туризм и сезонная охота), которые могут приносить доход и способствовать сохранению объектов.
Археологи могут помочь в этих усилиях путем разработки концепций и осуществления проектов, которые увязывают научные исследования с историческими нуждами и потребностями общин.
Международные организации (например, Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО и Всемирный археологический конгресс) могут поддержать такие инициативы, продолжая пропагандировать протоколы, которые прямо увязывают сохранение культуры с устойчивостью.
Еще больше интересных статей читайте на моем канале.