Найти в Дзене

Что ждет в будущем археологическую деколонизацию?

Подходы к деколонизации уже доказали свое влияние в мировой археологии, поощряя сотрудничество с коренными и местными общинами в целях улучшения идентификации и понимания важных объектов традиционного наследия.

Правовая защита культурного наследия и политика управления ресурсами эволюционировали с учетом практических протоколов и социальных аспектов практической археологии коренных народов; в результате организации по охране наследия дают менее колониальные и более нюансированные интерпретации прошлого.

https://www.pinterest.ru/pin/788341109746228803/
https://www.pinterest.ru/pin/788341109746228803/

Деколонизация археологов также помогла избежать повторения несправедливости, присущей колониальной практике в этой области. Например, в Австралии и Новой Зеландии археологи все чаще должны вести переговоры с общинами коренных народов до, во время и после раскопок объектов культурного наследия.

В некоторых регионах в ходе этих переговоров были собраны свидетельства старых культурных традиций, которые со временем могут быть изменены для обеспечения сохранения и восстановления местной флоры и фауны.

В совещаниях, проводившихся при содействии Всемирного археологического конгресса и других организаций, приняли участие археологи из разных регионов мира, которые обсудили общие проблемы и сформировали глобальные альянсы по деколонизации.

Будущие студенты, изучающие археологию, могут учиться на этих достижениях и использовать их для выявления новых пересечений между самобытностью и культурами прошлого и настоящего.

Они обнаружат, что евро-колониальные понятия расы, родства и идентичности нелегко сочетаются с незападными представлениями о современности.

Деколонизацию следует рассматривать как долгосрочный процесс, предполагающий бюрократическое, культурное, языковое и психологическое разделение колониальной власти.

Археологи посчитали необходимым пересмотреть и переосмыслить термины (например, пострасовые, межкультурные, транснациональные), пытаясь дать определение сложным выражениям самобытности коренных народов и этнических групп в постколониальном, постмодернистском мире.

Стандартизированные термины и подходы (например, процессуальные и постпроцессорные; различные временные эпохи; социальная эволюция) могут более не иметь универсального применения.

Даже термины постмодернистский и постколониальный являются проблематичными, поскольку они увековечивают иллюзию того, что колониальное господство коренных народов закончилось.

https://www.pinterest.ru/pin/313352086571690559/
https://www.pinterest.ru/pin/313352086571690559/

Подобно тому, как не существует единой колониальной модели, охватывающей весь колониализм, не существует единой модели коренных народов и единого деколонизационного подхода.

Включение лиц, не являющихся учеными, в число партнеров по исследованиям выявило культурные и процедурные различия, которые не всегда легко преодолеть. Взаимодействуя с живыми сообществами, археологи улучшили популярное понимание коренных народов и местных общин в современном постколониальном мире.

Процессы консультаций и сотрудничества носили преобразующий характер, однако они также были сопряжены с трудностями, учитывая присущий им дисбаланс сил между учеными (как очевидными агентами колониальных национальных государств) и археологическими субъектами (как восстановительные жертвы колонизации).

Коренные народы и другие колонизированные общины выражают потребности, которые не всегда совпадают с археологическими целями, категориями и обычаями. Больше внимания следует уделять обращению с материальным и нематериальным культурным наследием с учетом духовных, эфемерных и основанных на опыте отношений коренных народов с природой. Такое взаимодействие потребует тщательного и терпеливого общения.

Дальнейшие усилия по деколонизации археологии потребуют ситуационно конкретных, тщательно согласованных подходов, учитывающих непредвиденные социальные обстоятельства, а также научные соображения.

Многие общины коренных народов (как и другие маргинализованные народы) по-прежнему страдают от последствий колонизации, включая хроническую нищету и политическую маргинализацию.

Команды заинтересованных сторон, включая археологов, музейный персонал, общины потомков, носителей традиционных знаний, разработчиков и представителей государственных обществ, могут деколонизировать свои собственные социальные отношения и разделять общее дело, объединившись для защиты районов, в которых хранится уникальная история.

Экологические последствия колониализма наиболее очевидны в формах землепользования и развития, которые привели к оптовой добыче природных ресурсов и разрушению культурных ландшафтов.

Деколонизация проектов, прямо предусматривающих участие и расширение прав и возможностей коренных и местных общин, вероятно, окажет воздействие на долгосрочное землепользование.

Некоторые археологи стремились сохранить объекты культурного наследия, находящиеся под угрозой исчезновения, поставив перед собой задачи сохранения объектов и социальной справедливости.

Сотрудничество с носителями знаний коренных народов может вдохновлять на разработку новых подходов проектов, основанных на традиционных знаниях.

Вместо того чтобы подвергать свои земли и экосистемы коммерческому освоению и добыче ресурсов, ранее колонизированные общины могли бы изучать формы устойчивого развития (такие, как культурный туризм и сезонная охота), которые могут приносить доход и способствовать сохранению объектов.

Археологи могут помочь в этих усилиях путем разработки концепций и осуществления проектов, которые увязывают научные исследования с историческими нуждами и потребностями общин.

Международные организации (например, Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО и Всемирный археологический конгресс) могут поддержать такие инициативы, продолжая пропагандировать протоколы, которые прямо увязывают сохранение культуры с устойчивостью.

Еще больше интересных статей читайте на моем канале.