Найти в Дзене
Marga: просто история

Распродажа из Эрмитажа: как при Советах картины разбазаривали

В 1764 императрица Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию картин у берлинского купца Иоганна Гоцковского - 225 работ, включая полотна кисти Рембрандта, Хальса, Гольциуса. В 1769 - коллекцию Генриха фон Брюля, в 1772 - коллекцию Пьера Кроза, наиболее ценную. В нее входили "Юдифь" Джорджоне, тициановская "Даная" и другие шедевры мировой живописи...С тех пор, практически каждый русский император стремился увеличить наследие, оставленное прародительницей.

Антуан Ватто "Затруднительное предложение". 1715 - 1716 гг. // Из собрания Эрмитажа (приобретено в составе коллекции Генриха фон Брюля в 1769 г.)
Антуан Ватто "Затруднительное предложение". 1715 - 1716 гг. // Из собрания Эрмитажа (приобретено в составе коллекции Генриха фон Брюля в 1769 г.)

Одной из последних (дореволюционных) крупных покупок стала коллекция знаменитого русского географа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского из 719 картин голландских и фламандских художников.

Аверкамп Х. Сценка на льду. // сейчас - Национальная галерея искусства, Вашингтон (продано из собрания Эрмитажа).
Аверкамп Х. Сценка на льду. // сейчас - Национальная галерея искусства, Вашингтон (продано из собрания Эрмитажа).

А потом, после революции 1917 года к власти пришли большевики...И в начале 1920-х Владимир Ленин предложил продать все, что нажито непосильным трудом. Но не с него начались эти продажи. Иосиф Сталин вернулся к этой идее уже в конце 1920-х - и поплыли за границу Тициан и Веласкес, Боттичелли и Рафаэль.

Рафаэль Санти. Святой Георгий и дракон. ок. 1506 г. // сейчас - Национальная галерея искусства, Вашингтон (был приобретен в составе коллекции Кроза в 1772 Екатериной II, продан в 1931 г. американскому коллекционеру Эндрю Меллону).
Рафаэль Санти. Святой Георгий и дракон. ок. 1506 г. // сейчас - Национальная галерея искусства, Вашингтон (был приобретен в составе коллекции Кроза в 1772 Екатериной II, продан в 1931 г. американскому коллекционеру Эндрю Меллону).

Распродажа национального достояния длилась с 1929 по 1934 год. Всего было отобрано 2880 картин - от подлинных шедевров кисти великих мастеров до более простых, меньшей художественной ценности, но от этого не менее симпатичных. И это не считая других предметов - шпалер, монет, украшений, фарфора, оружия, мебели...И разошлись они по частным коллекциям, музеям США, Великобритании, и других стран, так, например, кое-что из картин досталось Португалии.

Рембрандт. Жена Потифара, обвиняющая Иосифа. 1655 г. // сейчас - Национальная галерея искусства, Вашингтон (продан из собрания Эрмитажа в 1931 г. американскому коллекционеру Эндрю Меллону)
Рембрандт. Жена Потифара, обвиняющая Иосифа. 1655 г. // сейчас - Национальная галерея искусства, Вашингтон (продан из собрания Эрмитажа в 1931 г. американскому коллекционеру Эндрю Меллону)

Один из покупателей, Галуст Гульбенкян (чья коллекция стала музеем Г. Гульбенкяна в Лиссабоне), писал Г. Пятакову, налаживавшему торговые контакты:

"Я могу заверить Вас, что продажи, проведенные за счет Ваших музеев, производят скверное впечатление, и они [...] уменьшат Ваш престиж за рубежом. [...] Делать что заблагорассудится Вы можете лишь в том случае, если не испытываете нужды в заграничных кредитах. Но ведь Вы прибегаете к этим кредитам и в то же время в тех же самых кругах дискредитируете сами себя".*
Ван Дейк. Портрет Сюзанны Фоурмен с дочерью. // сейчас - Национальная галерея искусства, Вашингтон (продан из собрания Эрмитажа в 1930 г. американскому коллекционеру Эндрю Меллону)
Ван Дейк. Портрет Сюзанны Фоурмен с дочерью. // сейчас - Национальная галерея искусства, Вашингтон (продан из собрания Эрмитажа в 1930 г. американскому коллекционеру Эндрю Меллону)

Многое, очень многое было продано тогда. Кое-что, правда, удалось отстоять, "Возвращение блудного сына" Рембрандта, "Мадонну Бенуа" Леонардо да Винчи, "Персей и Андромеда" Рубенса, "Юдифь" Джорджоне (купленную еще Екатериной II).

Джорджоне. Юдифь. ок. 1504 г. // Из собрания Эрмитажа (приобретено в составе коллекции Пьера Кроза в 1772 г.)
Джорджоне. Юдифь. ок. 1504 г. // Из собрания Эрмитажа (приобретено в составе коллекции Пьера Кроза в 1772 г.)

Стоит заметить, что продавались картины по цене не соответствующей их реальной стоимости (в том числе и потому, что единовременная распродажа привела к перенасыщению рынка). Но то, что было выручено пошло на индустриализацию страны.

Было ли у тех, кто продавал, право это делать? Не ими собиралось национальное достояние. Но ими было разбазарено. Да еще и по низкой цене...

*"Меморандум" Г. Гульбенкяна Г. Пятакову. Цитируется по книге Ю. Н. Жукова "Сталин: операция Эрмитаж". 2005 г.