На протяжении более двух веков Персидская империя Ахеменидов управляла средиземноморским миром. Персидская империя, одна из первых в истории истинных сверхдержав, простиралась от границ Индии до Египта и до северных границ Греции. Но правление Персии как доминирующей империи было бы окончательно прекращено блестящим военным и политическим стратегом Александром Великим.
Александр III родился в 356 году до нашей эры. в маленьком королевстве Македонии. Обученный в юности Аристотелем и подготовленный к бою его отцом Филиппом II, Александр Великий вырос, чтобы стать могущественным империалистом. Его неосознанное поражение персидского царя Дария III в битве при Гаугамеле считается одним из решающих переломных моментов в истории человечества, когда он уступил место персам как величайшей силе в древнем мире и распространил эллинистическую культуру в огромной новой империи.
Александр был обязан огромному долгу перед своим отцом за то, что он оставил ему армию мирового уровня во главе с опытными и лояльными генералами. Но именно гений Александра как лидера и стратега на поле боя обеспечил его победу над внушительным противником в глубине территории противника.
Македонцы не всегда были силой, с которой нужно считаться. Историческими центрами греческой власти были города-государства Афины, Спарта и Фивы на юге, лидеры которых считали македонцев варварами. Именно отец Александра, Филипп, в одиночку превратил македонскую армию в одну из самых страшных боевых машин в древнем мире.
Филипп реорганизовал все македонское общество вокруг профессиональной армии и собрал элитные боевые силы пехоты, кавалерии, метателей копья и лучников. Аристократические юноши начинали свою военную подготовку в семь лет, а офицеры - в 18 лет. Самые высокие должности были в Королевской Компаньонской Кавалерии, личной эскадрилье короля, и в Королевских Гипаспистах, элитной пехотной единице из 500 человек, которая окружала король в бою.
Оружие также получил апгрейд под Филиппа. Исчезло более короткое «дори» или греческое деревянное копье (7 футов в длину), а на его месте была гораздо длиннее сарисса, охотничье копье от 18 до 22 футов с железным наконечником, которое могло проколоть тяжелую броню и пронзить нападающих кавалерийских коней. ,
При поддержке своей блестящей новой армии Филипп в 338 г. до н. Э. Прошел на юг. и победил союз звезд Афины и Фивы в битве при Херонее. Сражение послужило отрядом для 18-летнего Александра, который смело возглавил наступление македонской кавалерии, которое прорвалось через афинские ряды и обеспечило победу выскочившему королевству.
С греческим материком, подчиненным македонскому правлению, Филип повернул свою хорошо смазанную армию на восток в сторону Персидской империи, гораздо большую награду. Но вскоре после пересечения Геллеспонта на персидскую территорию Филипп был убит, сделав молодого Александра новым королем и главнокомандующим македонскими силами.
«Как только Александр вступил на престол, он открыто заявил, что он будет выполнять планы своего отца», - говорит Грэм Райтсон, профессор истории в Университете штата Южная Дакота и автор книги «Комбинированная война в Древней Греции». Но прежде чем Александр смог продвинуться в Персию, он должен был позаботиться о бизнесе домой.
Греческие города-государства Афины и Фивы не были в восторге от того, что оказались под «варварскими» королями, особенно потому, что они посягали на их демократические идеалы. Сразу после того, как Александр стал царем, Фивы поднялись, чтобы оспорить его авторитет - большая ошибка. Райтсон говорит, что не только македонская армия с легкостью смогла подавить восстание в Фивах, «но Александр разрушил Фивы до основания и продал весь город в рабство, за исключением одного дома, принадлежавшего потомкам его любимого поэта».
Александр использовал политические кампании, чтобы управлять Грецией
Александр, который всегда был опытным стратегом, знал, что не может управлять греческим материком одним лишь страхом и грубой силой. Поэтому, когда он снова обратил свое внимание на Персию, Александр сформулировал свою кампанию против империи Ахеменидов как патриотическое возмездие за неудачное вторжение Персии на греческий материк столетием ранее. В этом конфликте участвовала знаменитая битва при Фермопилах, где 300 спартанских воинов в последний раз героически выступили против десятков тысяч персидских захватчиков.
«Александр создает пропагандистскую кампанию о том, что македонцы вторгаются в Персию от имени греков, хотя Македонский не был частью Греции и не сражался на стороне Греции в первоначальных греко-персидских войнах», - говорит Райтсон. «Он вторгается в Персию, чтобы задним числом наказать персов за то, что они осмелились вторгнуться в Грецию».
По мотивам греческой гордости или трофеев имперского завоевания, Александр взял там, где остановился его отец, и отправился в Персию в 334 г. до н.э., где его 50-тысячная армия будет испытана против самой большой и наиболее подготовленной боевой силы в известном мире.
Предполагается, что король Персии Дарий III командовал в общей сложности 2,5 миллионами солдат, разбросанных по его обширной империи. В основе персидской армии были «Бессмертные», элитный полк из 10 000 пехотинцев, численность которых никогда не менялась. Когда один человек был убит, другой встал, чтобы занять его место. Персидская конница и лучники были также легендарными, как и колесницы косы, которые рубили вражескую пехоту своими острыми как бритва ступицами колес.
Персидская империя уже была в упадке
Но были также признаки того, что Персидская империя уже находилась в упадке. После перенесенных унизительных поражений в Греции в 4 веке до нашей эры Персия перестала расширяться. В столетии, предшествовавшем царствованию Александра, Персия была ослаблена гражданской войной и другими внутренними восстаниями. Дарий по-прежнему командовал огромной армией, но Персия отступала на мировой арене, в то время как Македон имел импульс восходящей военной сверхдержавы.
После быстрой отправки небольшой региональной армии недалеко от города Граникус Александр впервые провел настоящее испытание против Дария и его персидской королевской армии возле прибрежного города Исс. Стратегия Дария состояла в том, чтобы отрезать линии снабжения Александра сзади и заставить македонские войска развернуться и повернуть лицом к лицу. Но Дарий испортил место битвы, которая оказалась узкой полосой земли между гребнем и морем, что нейтрализовало его численное преимущество.
На Иссе Александр дебютировал стратегию битвы, которая обеспечит ему победу за победой во время его замечательного господства завоевания. Зная, что он превзойдет по численности, Александр полагался на скорость и рассеянность. Он будет привлекать вражеские войска к одному флангу, а затем ждать, пока в центре вражеских линий не откроется мгновенный разрыв для кавалерийской атаки головой-первым.
Как и в случае с отцом в Херонеа, Александр лично руководил атакой македонской кавалерии на Иссе, которая, как и планировалось, была направлена прямо в сердце персидской обороны. По сообщениям, ошеломленный Дарий вскочил на коня и убежал, а остальная часть его армии была позади.
Две армии не встретятся снова еще два года. Тем временем Дарий перегруппировался и вызвал подкрепление с Востока, в то время как Александр двинул свою армию на юг в Египет. Когда Александр вернулся в Персию после своих египетских завоеваний, Дарий попытался отложить неизбежное столкновение как можно дольше, в итоге решив, что, если будет реванш, это будет на условиях Даруи.
Дарий и его генералы выбрали место сражения недалеко от города Гаугамела. Это была широкая, плоская долина, которая, в отличие от Исса, позволила бы персам в полной мере использовать свое однобокое число - примерно 250 000 персидских войск противостояли 50 000 Александра.
«Дарий даже сплющил землю, чтобы его косы могли атаковать македонцев», - говорит Райтсон.
Сложный боевой план Александра Великого
Но Александр не будет переигран. Он разбил лагерь македонской армии на холмах над местом битвы, чтобы заправиться и отдохнуть, пока составлял план игры. Персы, опасаясь ночной атаки, всю ночь оставались в готовом состоянии, с тревогой ожидая обвинения, которое так и не появилось.
На рассвете македонцы вышли на поле битвы. В соответствии с его стратегией, армия Александра продвинулась в линию с двумя флангами, оттянутыми назад как лук. Затем он приказал всей македонской линии быстро пройти направо.
Дарий, боясь, что он будет перекрываться на левой стороне, послал 5000 своей лучшей кальварии. Александр контрударен с полком из 1500 наемников, которому поручено удерживать правую позицию. Дарий расстроился из-за отсутствия прогресса, поэтому он послал еще 10000 калваров, почти весь свой левый фланг. Александр ответил тем, что известно, как его «жертва пешки» в виде нескольких тысяч военнослужащих, которым суждено умереть, чтобы подготовиться к последнему ходу.
В этот момент Дарий приказал нанести полный фронтальный удар по остальной части македонской армии, но его приказам потребовалось время, чтобы достичь левого фланга. Это создало достаточную слабость на персидской линии, чтобы Александр смог нанести удар.
«Как только Дарий начинает атаку, македонцы начинают разрушительную кавалерийскую атаку, которая проникает прямо в пропасть, хитро созданную тактикой Александра», - говорит Райтсон.
Когда Александр и его элитная королевская компаньон-кавалерия ворвались в сердце персидской обороны, они на мгновение были окружены врагом, но опытные македонские полки сариссы пробились сквозь них. Согласно легенде, Александр убил водителя колесницы Дария и чуть не захватил персидского царя, прежде чем он снова убежал верхом на лошади.
Несколько дней спустя, когда кавалерия Александра преследовала их по горячим следам, Дарий был убит своим двоюродным братом, который передал Александру голову, упавшего царя в качестве дани. Александр, потрясенный изменой, пытал и казнил человека, прежде чем объявить себя бесспорным королем Македонии, Греции, а теперь и Персии.
Царствование Александра Македонского было недолгим. Подчинив себе всю Персидскую империю, его армия прошла на запад и достигла Индии, а затем вернулась домой в Македонию. Но он так и не вернулся домой. В 32 года Александр умер в Персии во дворце Навуходоносора II в Вавилоне от внезапной и загадочной болезни.