Найти тему
Игорь Искаков

Ал . АЛТАЕВ ( 1872 - 1959 )

В семье актера В . Д . Рокотова родилась дочь Маргарита . Отец - между прочим , потомок знаменитого живописца Ф . П . Рокотова - скитался с семьей по России . Дочь переписывала роли для актеров его любительской труппы . Потом она училась в Петербурге на педагогических курсах и в рисовальной школе . Но влекла ее литература - девушке было семнадцать лет , когда напечатали первое ее произведение .

В 1893 году Маргарита Рокотова вышла замуж и стала Ямщиковой . Через год у нее родилась дочь Людмила . . .

" А почему рассказ о Маргарите Ямщиковой помещен в статью об Ал . Алтаеве ? " - спросит читатель . А потому , что Ал . Алтаев - псевдоним ( вымышленное имя ) писательницы Маргариты Владимировны Ямщиковой . Именно этим псевдонимом подписано большинство ее книг . Ею созданы биографии ( жизнеописания ) выдающихся людей - Рафаэля и Леонардо , Микеланджело и Брюллова , Глинки и Бетховена , Тургенева и Лермонтова . . . Писала она исторические романы и мемуары ( воспоминания ) о людях искусства , с которыми ей довелось встречаться .

Часто на титульном листе книги рядом с именем " Ал . Алтаев " можно встретить еще одно - " Арт . Феличе " . Это тоже псевдоним . Людмила , дочь писательницы , выросла и стала соавтором своей матери .

Восемь лет подряд по четвергам М . В . Ямщикова встречалась с сыном скульптора П . К . Клодта , который рассказывал ей о своем отце . Так постепенно собралось повествование " Клодтовские четверги " . В свое время П . К . Клодт работал над памятником И . А . Крылову . Вот рассказ об этом .

Не помню точно , сколько времени он работал над моделью но статуя была окончена в тысяча восемьсот пятьдесят пятом году . Рисунок модели , который нужно было представить для утверждения государю и академическому совету , ему делал Агин , блестящий рисовальщик , как раньше аничковских лошадей делал Карл Павлович Брюллов . Поэтому Агин чуть не дневал и ночевал тогда у нас , зарисовывая с натуры набранных отцом животных . Эти животные жили у нас как члены семьи . И чего - чего только не было в обширных мастерских отца ! Они наполнялись сплошным ревом , воем , блеяньем , писком . Из царской охоты прислали волка ; из Новгородской губернии , от дяди , - медведя с двумя медвежатами ; художник Боголюбов подарил маленькую , забавную макаку с острова Мадеры . Отец добавил эти персонажи журавлем , ослом , лисицей и овцой с ягнятами . . .

- А медведь ? - спросила я . - Вы хотели рассказать про шалости медведя .

- Пожалуй , это была самая забавная штука из всех , которые проделал наш мишка . Зимними сумерками отец кончил лепить и закрыл работу мокрыми тряпками . Арсений запер на ночь некоторых из обитателей " зверинца " ; другие и сами убрались на покой ; заснул на подстилке рядом с собаками Воля ( волк - Ред . ) , спала на мягком тюфячке и обезьянка , и только один косолапый , как - то позабитый , притаился за ящиками и ждал , когда Арсений уйдет из мастерской . Едва шаги старика стихли , мишка вылез из засады , осторожно забрался на громадный стол , тянувшийся под окнами , вдоль стены , и стал размышлять . В окна мастерской , поднимавшиеся невысоко над тротуаром , смотрела лунная гладь Невы . Вспомнил ли медведь прогулки на свободе в родных лесах , захотел ли выкинуть новую проказу , но он встал на задние лапы , попробовал достать большую , широкую форточку , убедился , что она не запрета , и , открыв ее , вылез на улицу . . .

Ночь была звездная , а Нева искрилась

серебром . На снегу реки чернели вехи

- крошечные елочки мостков . В

синем свете морозной ночи черной

глыбой на просторе Невы выделялся

мишка . В это время по мосткам шел ,

возвращаясь с работы , один из

маляров , живших недалеко от

академии . Он принял медведя

издалека за собаку и ласково к себе

поманил . Но когда мишка поднялся на

задние лапы и доверчиво пошел за

парнем , тот ясно разглядел

медведя . Его ноги точно приросли

ко льду . Дрожа всем телом , он

рванулся и пустился бежать от

страшного зверя . . . А мишка , думая ,

что маляр с ним играет , весело

побежал сзади . Чем больше

припускал шагу маляр , тем быстрее

бежал медведь . В нашем доме он

привык к теплу , ласке , людским

голосам и , очутившись на свободе ,

успел и озябнуть , и соскучиться

по друзьям - людям и теперь был

рад ласковому зову парня .

Маляр стремглав влетел в квартиру

артели ; бледный , дрожащий , с

выпущенными глазами , бросился

он на лавку и закричал , задыхаясь :

" Ребята . . . за мной . . . медведь . . . "

Вслед за ним мохнатым комом

ввалился мишка , весь в снегу , с

веселым , радостным ревом . . .

Маляры , часто работавшие в

академии , хорошо знали отцовский

зверинец и , увидев Топтыгина ,

расхохотались : " Да ведь

это клодтовский Михайло Иваныч !

А тебе и невдомек , спужался ,

глупый ! Вот что значит - новый ,

только что из деревни , -

баронова мишку и не знает ! "

И они наперебой стали

угощать медведя : кто сахаром , кто

патокой . . . А мы в это время теряли

голову в поисках , и какова была

радость , когда маляры привели к

нам мишку обратно ! . . .

Из книги Ал . Алтаева

" Памятные встречи "