Кем же был художник, имя которого у обывателя ассоциируется с видениями и ужасами, и чьи картины становятся синонимом дьявольщины и безумия?
Художник и писатель 16 века Доминик Лампсоний посвящает Босху следующее стихотворение:
Иероним Босх, что значит твое испуганное лицо
И бледный внешний вид?
Складывается впечатление, что ты только что
Увидел дьявольских мух, летающих вокруг.
Мне кажется, самые маленькие кольца крошечного Плутона
Разорвались, и густонаселенный ад
Открылся перед тобой, потому что ты так виртуозно
Изображаешь своей правой рукой все,
Что хранится на самом дне этого ада.
Мало кто может сегодня ответить на вопрос "кем был Босх?", ведь после художника осталось так мало информации - всего около 50 документов. Её приходится собирать по крупицам и довольствоваться общими заключениями. Кем он был, как выглядел, когда точно родился и отчего умер в возрасте 42 лет? На эти вопросы есть только приблизительные ответы.
Что известно: настоящее имя Босха - Иероним ван Акен. Он произошел из семьи потомственных художников - еще его дед занимался живописью. Босх был родом из города Хертогенбос, которую местные жители часто называют Ден Бош. Отсюда псевдоним художника.
Он женится на девушке с богатым приданным, заводит свою мастерскую и начинает работать с заказами. Успех приходит к Босху достаточно быстро, он получает заказы от влиятельных особ. Например, триптих "Страшный суд" заказал Филипп II Красивый, заплатив за него цену, равную 5 годам заработка квалифицированного каменщика.
Имя Босха стало ассоциироваться с дьявольщиной благодаря многочисленным копиистам, подражавшим его работам. Таким был, например, Аларт дю Хамель (Alart du Hameel). Из-за спроса на картины Босха в какой-то момент в Антверпене приняли декрет, позволявший Ордену Святого Луки копировать их. В одно время к копиистам Босха принадлежали даже Питер Брейгель Старший, творивший в похожем стиле.
С помощью дендрохронологического анализа и других методик исследователи сократили количество картин, принадлежащих кисти Босха, до 20. И после этого стало очевидно, что приписываемая ему бесовщина не имеет под собой особых оснований. Он творил в рамках существовавшего тогда канона и его современники не сомневались в религиозной легитимности изображаемого. Религиозность пропитывала всю его жизнь и отображалась в творчестве.
Его картины полны скрытых символик, легко читавшихся верующими современниками Босха, но дающих широкий простор для домыслов в наше время, когда многие символы существенно поменяли значение. Например, совы четко ассоциировались с дьявольщиной из-за ночного образа жизни, а теперь превратились в символ мудрости.
Для Босха мир вокруг был полон дьявольщины, поэтому и на его картинах творится такая феерия - бесконечная череда уродцев, вроде Человека-дерева и прочих бестий. Все происходящее в аду так или иначе знакомо человеку, только это не он совершает надругательства над другими, а они совершаются над ним самим. Эти образы были ярки и понятны обывателю, так как олицетворяют все те беды, что происходили ежедневно вокруг.
Рай же менее заселен, что связано с трудностью выражение религиозных чувств, поэтому тут красота отдавалась на откуп глазам смотрящих. Они сами должны были, смотря на эти части триптихов, представлять себе образ рая.
Еще одной особенностью картин Босха является изображение пейзажей, которые выглядят так, как будто смотрящий находится в башне и взирает на все сверху вниз за счет поднятия горизонта. Точная прорисовка ландшафта была не важна, растительность набрасывалась штрихами, а уникальное ощущение воздушности создавалось за счет постепенного перехода света.
Сейчас картины Босха разбросаны по разным музеям Европы и Америки.
Более подробно разбор основных работ Босха можно прочитать в книге немецкого медиевиста Нильса Бюттнера "Таинственный Босх: кошмары Средневековья в картинах художника".
А как вам картины Босха? Доводилось ли видеть их в живую?