Находясь в салоне самолёта, уже никто не обращает внимания на ставшие общим местом предметы из прошлого – идеально чистые пепельницы, не помнящие табачного пепла, табло «No smoking», когда-то запрещавшее курить только во время взлёта, дозаправки и посадки. Эти немые свидетели могли бы многое рассказать о временах, когда на вопрос: «Вам места для курящих, или не курящих?»: — был стандартным при регистрации на рейс.
На смене эпох, или с ног наголову
С начала 50-х и до конца 60-х годов прошлого века, «золотой вехи гражданской авиации», курение на борту было самым распространённым явлением. Бывали случаи, когда авиапассажиры курили сигары и даже трубку, но, вскоре на авиалиниях остались только сигареты, благодаря усилиям, в том числе, американской авиакомпании United Airlines, угощавшей пассажиров сигаретами совершенно бесплатно.
В 1969 году успешный американский адвокат и энергичный общественный деятель, Ральф Надер, кстати, известный подвижник внедрения ремней безопасности, защищая интересы клиентов, открыл для себя новое поле для деятельности.
Причиной разбирательства стал иск против авиакомпании о наличии в салоне запаха табака в обеденное время. В процессе очередных прений, ретивый защитник пошёл ва-банк, предложив полностью запретить курение на авиарейсах всей страны, взяв при этом на себя лоббирование этого требования.
Спустя какие-то два года всё перевернулось с ног наголову. В 1971-ом, уже известный нам авиаперевозчик United Airlines, первым в истории, ввёл полный запрет на курение в самолётах своей компании, что интересно, по собственной инициативе.
Далее события развивались стремительнее год от года. Сначала на авиалайнерах появились разделённые зоны для курящих и некурящих, затем курильщиков загнали в санитарные зоны. В результате, был объявлен полный запрет на употребление табака в течение перелёта.
Причина каждому своя
Стоит отметить, что единой даты запрета на курение в самолётах не существует. Она варьируется в зависимости от страны, в которой базируется авиакомпания. Вполне возможно, что некоторые из стран до сих пор вообще не имеют какого-либо закона, а их авиакомпании ограничиваются только техническими требованиями или корпоративными правилами.
В США официальный закон о запрете курения на коммерческих рейсах был принят Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) в 1988 году.
Авиакомпания Northwest Airlines первой поддержала антитабачный закон FAA. Но не из соображений безопасности или охраны здоровья пассажиров. Для терпящей убытки компании скорейшее поддержание закона стало актуальным шагом после того, как выяснилось, что на очистку пепельниц уходит непростительно много времени, что ведёт к дополнительным выплатам аэропортам.
Примеру Штатов последовали многие другие страны. В нашей советско-российской истории процесс носил длительный и постепенный характер. В 1986 году в СССР запретили курить на коротких рейсах. Заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Васин, подписавший закон, утверждал, что в нашей стране запретили курить из-за многочисленных жалоб от пассажиров с детьми. Оказалось, что проблема в конструкции самой вытяжки, установленной в курительной зоне. Система не справлялась, и запах проникал в салон к некурящим. Однако, чем дорабатывать конструкцию, предпочли пойти более дешёвым путём.
В 2002 году «Аэрофлот», на шесть лет позже «TWA», последнего американского перевозчика выполнившего требование FAA, запретил курить на всех своих рейсах.
Потому, что мы пилоты
Малоизвестный факт, что с 90-х годов, на многих международных рейсах пилоты имеют право курить, находясь в закрытой кабине, при условии, что оба не возражают против этой привычки. Некоторые источники утверждают, что этим послаблением пользуются стюардессы, со стюардами, заскакивая в кабину пилотов, совершить затяжку-другую.
На это смотрят сквозь пальцы. Считается, что сохранение концентрации и спокойствия пилотов, имеющих никотиновую зависимость, гораздо важнее для качества управления и общей безопасности полётов.
Мнения пассажиров при этом никто не спрашивает.