Первое, что мы видим при взгляде на картину Василия Сурикова "Переход Суворова через Альпы" – это...
Нет, не великого полководца, восседающего на белоснежном коне, не его войско, с трудом преодолевающее горный перевал... Нас поражают и завораживают сами горы – высокие и неприступные...
Прямо перед нами – огромный ледник. Горные ветры сдули с него половину снега, обнажив острые грани льдин...
Здесь, на недосягаемой высоте, в самой опасной части горного склона, и стоит белая лошадь главнокомандующего русской армией – Александра Васильевича Суворова.
Справа от него мы видим его войско. Оно скользит вниз по отвесному склону, а над ним нависают заснеженные вершины...
Суворов высоко поднял в горы своих солдат, они дошли почти до границы облаков, однако есть горы ещё выше, есть скалы ещё массивнее той, на которую они только что забрались и откуда стремятся спуститься.
На лицах солдат заметно оживление.
Все они смотрят на своего командира и безгранично доверяют ему.
Он – их бессмертный герой.
Солдат в середине улыбается во весь рот, глядя на возвышающегося над ним полководца. Именно так он и намерен преодолеть этот перевал – с шуткой, с веселым смехом...
А иначе как?
Если задуматься хоть на миг о грозящей опасности, можно никогда не решиться на её преодоление.
Смотрите, снег под идущими впереди солдатами уже угрожающе поехал вниз, и они – с ружьями, с саблями, с барабанами – устремились вслед да ним.
Дочь Василия Сурикова, Оля, с которой художник советовался по поводу композиции данной картины, заметила отцу, что лучше убрать у ружей штыки, чтобы верхние солдаты не напоролись на них при спуске с перевала...
Однако Суриков воскликнул:
"Ни за что! Красота в сверкании. Нельзя русскому солдату без штыка".
И действительно, этому сверканию картина обязана половиной своего задора, половиной своей бесшабашной удали...
На лицах тех, кто уже начал спуск, застыло выражение сосредоточенности, ведь от того, как именно спустишься, зависит, будешь ты жив или умрешь...
Неудивительно, что один из солдат, почувствовав, что скользит вниз по склону, прикрыл лицо рукой. Он испугался. Сердце так и ёкнуло у него в груди...
Те, кто ещё не начал скользить, медленно продвигаются вперёд.
Художник изумительно передал нам их движение вниз по заснеженному склону: спины выпрямлены и напряжены, плечи откинуты назад, чтобы не дать силе тяжести столкнуть тебя вниз...
Но рано или поздно нагнуться все равно приходится. По такому склону иначе не пройти...
И вот уже солдаты, как с горки, катятся вниз...
И надо всем этим нависают громады гор – спокойные, торжественные...
Какое же событие запечатлел в своей картине Василий Суриков?
Это переход русских войск через Альпы, относящийся к Швейцарскому походу Суворова.
В рамках войны Второй коалиции,
- куда входили Великобритания, Австрия, Россия, Швеция, а также Неаполитанское королевство и Турция,
с революционной Францией русско-австрийское войско должно было изгнать французские войска из Гельветической республики, образованной на территории современной Швейцарии.
План похода предусматривал переброску русских войск из Северной Италии на соединение с русско-австрийским корпусом, находившимся в Цюрихе.
Несмотря на героические действия Суворова после преодоления альпийских перевалов и одержанную им победу, численность русско-австрийских войск все же уступила французской.
Суворов приказал покинуть Гельвецию, чтобы сохранить остатки своей армии.
Переход через перевал Паникс, изображенный Василием Суриковым на картине, произошёл уже после этого приказа.
Измотанная русская армия двинулась по направлению к России...
Суворов героически перевёл своих солдат через горы, однако цель похода – увы! – так и не была достигнута.
Франция сохранила свой полный контроль над Гельветической республикой.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Василий Суриков. Боярыня Морозова
Василий Суриков. Утро стрелецкой казни