Найти тему
Auto Tema

Чудеса и легенды советского автопрома. Часть-2

ВАЗ-2106 «Турист»

Нравятся Chevrolet El Camino и Holden Commodore Ute? А ведь нечто подобное могло быть и у нас!

 «Я тебя слепила из того, что было». «Туриста» лепили из серийных деталей, но получилось удивительно гармонично.
«Я тебя слепила из того, что было». «Туриста» лепили из серийных деталей, но получилось удивительно гармонично.

В конце 1970-х по заданию Технической дирекции завода в Тольятти был построен экспериментальный пикап на базе новейшей по тем временам «шестерки». Пикапы, созданные кустарным способом из серийных седанов для внутризаводских нужд, строились на всех предприятиях страны.

А так выглядело большинство заводских пикапов-самоделок. На снимке отлично видны швы заваренной двери
А так выглядело большинство заводских пикапов-самоделок. На снимке отлично видны швы заваренной двери

Но только на ВАЗе решились на постройку машины, которую сейчас бы назвали SUT – Sport Utility Truck. Ведь она была призвана не возить промасленные жестянки, а помогать своему владельцу наслаждаться жизнью.

Такую масштабную модель «Туриста» выпускает компания Vector models. Моделька сделана не слишком аккуратно, но единственная альтернатива — сделать пикап из «шестерки» своими руками
Такую масштабную модель «Туриста» выпускает компания Vector models. Моделька сделана не слишком аккуратно, но единственная альтернатива — сделать пикап из «шестерки» своими руками

Серебристый металлик, палатка в кузове, элегантный силуэт и мощный мотор – места такому автомобилю в Советском Союзе, увы, не было. Поэтому нет ничего удивительного в том, что головная дирекция завода проект отвергла. Палатку удалили, сам пикап перекрасили в красный и отправили возить те самые промасленные жестянки. Когда автомобиль выработал свой ресурс, его тихо отправили на свалку.

ВАЗ 1801 «Пони» ~ 1979 ~

Оригинальное решение неоригинальной идеи. Легкий открытый автомобильчик – хотите, назовите его багги, хотите – гольф-каром, разработанный к Олимпиаде-80, выделялся и симпатичной внешностью, и нетривиальными инженерными решениями.

Достаточно сказать, что «Пони» был электрокаром! Никель-цинковых батарей, весом по 180 килограммов каждая, у ВАЗ-1801 было две. Одна располагалась в переднем блоке, другая — в заднем. Запас хода составлял 110-120 километров при движении на скорости 40 километров в час.

«Пони» напоминает Mini Moke, и это неслучайно: в 1969 году «вазовцы» одолжили у АЗЛК британский автороллер для испытаний. Главный конструктор ВАЗа Евгений Башинджагян влюбился в британский автомобиль и использовал его для передвижений по заводу. Главным дизайнером «Пони» был Юрий Верещагин — автор внешнего вида «Оки». Конструктором — Владимир Барановский, всю свою жизнь занимавшийся в Тольятти электромобилями. «Пони» так и не суждено было обслуживать Олимпиаду, ведь ходовые образцы были построены лишь в 1979 году, когда до Олимпиады оставалось меньше года, и времени на испытания и налаживания производства уже не было. Первые испытания электромобиля состоялись в коридоре конструкторского бюро. Причем создатели «Пони» не только прокатились на своем детище, но и устроили ДТП. Из-за сбоя преобразователя машина сама разогналась до максимальной скорости и врезалась в колонну здания.
«Пони» напоминает Mini Moke, и это неслучайно: в 1969 году «вазовцы» одолжили у АЗЛК британский автороллер для испытаний. Главный конструктор ВАЗа Евгений Башинджагян влюбился в британский автомобиль и использовал его для передвижений по заводу. Главным дизайнером «Пони» был Юрий Верещагин — автор внешнего вида «Оки». Конструктором — Владимир Барановский, всю свою жизнь занимавшийся в Тольятти электромобилями. «Пони» так и не суждено было обслуживать Олимпиаду, ведь ходовые образцы были построены лишь в 1979 году, когда до Олимпиады оставалось меньше года, и времени на испытания и налаживания производства уже не было. Первые испытания электромобиля состоялись в коридоре конструкторского бюро. Причем создатели «Пони» не только прокатились на своем детище, но и устроили ДТП. Из-за сбоя преобразователя машина сама разогналась до максимальной скорости и врезалась в колонну здания.

Но в итоге этот завсегдатай советских автосалонов привычно остался лишь интересным проектом.

ВАЗ-2108 («Зубило»)

«Восьмёрка» была первым переднеприводным советским автомобилем. Для отечественного автомобилестроения это была революционная модель. До этого все модели «Жигулей» были исключительно заднеприводными. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Porsche и UTS. Сумма контракта между Минавтопромом и компанией Porsche неизвестна. Однако поговаривают, что заточка «зубила» позволила компании построить полноразмерную аэродинамическую трубу взамен убогой климатической камеры. За свою непривычную форму «восьмёрку» в народе сразу же окрестили «зубилом», однако, несмотря на прозвище, машина «прижилась».

Зубило
Зубило

Особенную популярность «восьмёрка» (а позднее «девятка») заслужили в годы перестройки среди представителей криминалитета. Резвые переднеприводные автомобили с «хищными» очертаниями – идеальная машина «братков».

«Охта» НАМИ ~ 1987 ~

Созданная мастерами-самоделкиными Геннадием Хаиновым и Дмитрием Парфеновым, «Охта» это не просто роскошный аэродинамический кузов, но и ровный пол в салоне, активный спойлер, а главное – проводка по общей шине обмена данными.

Кузов этого «звездолета» скрывает ходовую и агрегаты от ВАЗ-2108. Обводы «Охты» — не прихоть дизайнеров, а результат продувки масштабных моделей концепта в аэродинамической трубе питерского Политехнического института имени Калинина. Максимальная вместимость концепта — семь мест. При этом сиденья второго и третьего рядов выполнены съемными, а передние можно развернуть на 180 градусов. Задний диван складывается в удобный столик.
Кузов этого «звездолета» скрывает ходовую и агрегаты от ВАЗ-2108. Обводы «Охты» — не прихоть дизайнеров, а результат продувки масштабных моделей концепта в аэродинамической трубе питерского Политехнического института имени Калинина. Максимальная вместимость концепта — семь мест. При этом сиденья второго и третьего рядов выполнены съемными, а передние можно развернуть на 180 градусов. Задний диван складывается в удобный столик.

Для конца 80-х мультиплекс – фантастика в квадрате! Правда, по технике ничего сверхуникального не было – агрегаты тут использовались от вазовской «восьмерки».

Так «Охта» выглядит сейчас. «Ушатать» концепт-кар — это по-нашему!
Так «Охта» выглядит сейчас. «Ушатать» концепт-кар — это по-нашему!