Гений русского модерна. Фёдор Шехтель
Фантазия, плодовитость и легкость, с которой он придумывал свои шедевры, поражают. Как и полное пренебрежение канонами и стилистическими рамками. Без сомнения, это был самый яркий и одаренный русский зодчий начала XX века, а может быть, и за всю историю отечественной архитектуры. 7 августа исполняется 160 лет со дня рождения Федора Осиповича Шехтеля, и мы хотели бы рассказать о его самых впечатляющих проектов.
✖Ярославский вокзал в Москве
Федора Шехтеля пригласили к проектированию здания вокзала в 1902 году. Вслед за архитектором Львом Кекушевым Шехтель пристроил к вокзалу новый фасад с залом ожидания. Постройка была выполнена в неорусском стиле с элементами северного модерна. Центральная часть фасада повторяет облик русского терема, однако кованые детали, расстекловка окон, мозаичный фриз зеленого цвета и растительные орнаменты выдают приверженность автора к стилю модерн. Внутри здания сохранились также барельефы с животными мотивами.
✖Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке
Этот неоготический «замок» был построен Федором Шехтелем специально для жены мецената Саввы Морозова Зинаиды Григорьевны. Он расположился на улице Спиридоновке, неподалеку от Патриарших прудов. Для Шехтеля это была одна из первых больших самостоятельных работ, и здесь он использовал качественно новые приемы в проектировании. Особняк построили с отступом от красной линии, основное здание связали с хозяйственным флигелем подземным переходом. Сводчатые окна украшают асимметричный фасад особняка, а по углам здания расположились фигуры причудливых животных в лучших традициях готики.
✖Комплекс зданий Товарищества скоропечатни А. А. Левенсона в Трехпрудном переулке
Здание в Трехпрудном переулке, выполненное на стыке форм готики и модерна, состоит из двух функционально разных частей: вдоль переулка располагается административное здание издательства и редакции, а вглубь участка уходит производственный корпус. Угловая башня здания украшена лепным орнаментом чертополоха: растительные мотивы характерны для стиля модерн. Парадная лестница типографии и расстекловка дверей также были выполнены в изящных формах и линиях модерна. Для Шехтеля этот проект стал переломным в отношении архитектурных стилей. На сегодняшний день здание функционирует как офисный центр.
✖Здание Московского академического театра имени Владимира Маяковского (изначально театр «Парадиз»)
Шехтель также по просьбе руководителя проекта архитектора Константина Терского нарисовал два театральных фасада: один для театра «Антей», а другой для театра «Парадиз» на Большой Никитской улице. Это первая из дошедших до нас серьезных работ Федора Осиповича в качестве архитектора, пусть и не главного. Сегодня в этом здании (правда, без утраченных в 1930-е годы башенок) находится театр имени Маяковского.
Гений русского модерна. Фёдор Шехтель
Фантазия, плодовитость и легкость, с которой он придумывал свои шедевры, поражают. Как и полное пренебрежение канонами и стилистическими рамками. Без сомнения, это был самый яркий и одаренный русский зодчий начала XX века, а может быть, и за всю историю отечественной архитектуры. 7 августа исполняется 160 лет со дня рождения Федора Осиповича Шехтеля, и мы хотели бы рассказать о его самых впечатляющих проектов.
✖Ярославский вокзал в Москве
Федора Шехтеля пригласили к проектированию здания вокзала в 1902 году. Вслед за архитектором Львом Кекушевым Шехтель пристроил к вокзалу новый фасад с залом ожидания. Постройка была выполнена в неорусском стиле с элементами северного модерна. Центральная часть фасада повторяет облик русского терема, однако кованые детали, расстекловка окон, мозаичный фриз зеленого цвета и растительные орнаменты выдают приверженность автора к стилю модерн. Внутри здания сохранились также барельефы с животными мотивами.
✖Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке
Этот неоготический «замок» был построен Федором Шехтелем специально для жены мецената Саввы Морозова Зинаиды Григорьевны. Он расположился на улице Спиридоновке, неподалеку от Патриарших прудов. Для Шехтеля это была одна из первых больших самостоятельных работ, и здесь он использовал качественно новые приемы в проектировании. Особняк построили с отступом от красной линии, основное здание связали с хозяйственным флигелем подземным переходом. Сводчатые окна украшают асимметричный фасад особняка, а по углам здания расположились фигуры причудливых животных в лучших традициях готики.
✖Комплекс зданий Товарищества скоропечатни А. А. Левенсона в Трехпрудном переулке
Здание в Трехпрудном переулке, выполненное на стыке форм готики и модерна, состоит из двух функционально разных частей: вдоль переулка располагается административное здание издательства и редакции, а вглубь участка уходит производственный корпус. Угловая башня здания украшена лепным орнаментом чертополоха: растительные мотивы характерны для стиля модерн. Парадная лестница типографии и расстекловка дверей также были выполнены в изящных формах и линиях модерна. Для Шехтеля этот проект стал переломным в отношении архитектурных стилей. На сегодняшний день здание функционирует как офисный центр.
✖Здание Московского академического театра имени Владимира Маяковского (изначально театр «Парадиз»)
Шехтель также по просьбе руководителя проекта архитектора Константина Терского нарисовал два театральных фасада: один для театра «Антей», а другой для театра «Парадиз» на Большой Никитской улице. Это первая из дошедших до нас серьезных работ Федора Осиповича в качестве архитектора, пусть и не главного. Сегодня в этом здании (правда, без утраченных в 1930-е годы башенок) находится театр имени Маяковского.