Найти в Дзене
Берега моего детства

Субботники моей юности

По весне, когда растает снег и подсохнет земля, мы всей школой выходим на субботники. Самое традиционное – уборка территории школы. Всё отжившее и ненужное собираем в кучи, которые потом увозят. В шестидесятые – семидесятые годы стране был нужен металлолом, потому что в крупных промышленных городах активно работало машиностроение, вагоностроение, судостроение и пр., а в нашем городке старого металла было много. На берегу реки, по своим дворам, у соседей с разрешения взрослых мы набирали в грузовые двухколёсные тележки всякого железного «добра» и привозили в школу. За несколько рейсов набиралась заметная горка металла. Через какое-то время мы видели, как загруженные железом баржи уходят вверх по реке в сторону Усть-Кута, где его погрузят на железнодорожные составы грузовых поездов, и он помчит в промышленные города страны, откуда вернётся к людям в виде пароходов, автомобилей, мотоциклов, велосипедов, запчастей и прочей готовой продукции. Было приятно, что в этих г

По весне, когда растает снег и подсохнет земля, мы всей школой выходим на субботники. Самое традиционное – уборка территории школы. Всё отжившее и ненужное собираем в кучи, которые потом увозят.

В шестидесятые – семидесятые годы стране был нужен металлолом, потому что в крупных промышленных городах активно работало машиностроение, вагоностроение, судостроение и пр., а в нашем городке старого металла было много. На берегу реки, по своим дворам, у соседей с разрешения взрослых мы набирали в грузовые двухколёсные тележки всякого железного «добра» и привозили в школу. За несколько рейсов набиралась заметная горка металла. Через какое-то время мы видели, как загруженные железом баржи уходят вверх по реке в сторону Усть-Кута, где его погрузят на железнодорожные составы грузовых поездов, и он помчит в промышленные города страны, откуда вернётся к людям в виде пароходов, автомобилей, мотоциклов, велосипедов, запчастей и прочей готовой продукции. Было приятно, что в этих грудах металла есть доля нашего коллективного труда.

С макулатурой было не так густо, но всё же… В те времена в каждой семье выписывали довольно много газет и журналов. И хотя газеты активно использовались в быту: их клеили на стены под обои, ими застилали полы, когда белили потолки или красили двери, их использовали для растопки печей, в них что-то заворачивали, летом из них делали панамки от солнца с козырьком или лодочкой (сомбреро), ими били мух, и ещё кое - что оставалось нам на макулатуру. Журналы нам отдавали реже.

На один из самых значимых для города субботников я попала случайно. У меня оставалось после студенческой практики три свободных дня, и я прилетела в Киренск повидаться с родителями. А у мамы завтра субботник. Чтобы побыть с ней, я тоже пошла туда, где все. Событие происходило на дамбе, соединяющей островную часть города и Балахню. Казалось, сюда собрался весь город, так много народу пришло на субботник. На протяжении всей дамбы лежали привезённые на грузовиках срубленные тонкие длинные тополя, на которых ещё не распустились почки ( был апрель). Эти тополя мы должны были укладывать по склону насыпи и прикапывать галькой и песком. Со временем они, закопанные в грунт, должны дать новые побеги, а их корни, врастая вглубь, укрепят дамбу, чтобы её не размыло быстрым течением Киренги.

В детстве я застала то время, когда этой дамбы не было, и от города до Балахни ходил паром. Шёл он очень долго! Когда мы ехали в аэропорт провожать или встречать кого-то из родных, то дорога на этом пароме казалась бесконечной.

А труд людей на том субботнике (в том числе наша с мамой лепта) принёс свои плоды. Со временем та самая сторона дамбы превратилась в густые заросли, и «дороге жизни» между островной частью и микрорайоном Балахня уже ничто не угрожало.

Дамба между мкр. Балахня и островной частью Киренска
Дамба между мкр. Балахня и островной частью Киренска