Найти тему
неДЕТСКИЕ вопросы

А что, если… гаджеты вовсе не вредны для детей (альтернативные мнения психологов, педиатров и узких специалистов)

Оглавление
Вопреки распространённому мнению об абсолютном вреде гаджетов для детей некоторые специалисты сегодня встают на защиту новых технологий и их места в развитии современного ребёнка
Вопреки распространённому мнению об абсолютном вреде гаджетов для детей некоторые специалисты сегодня встают на защиту новых технологий и их места в развитии современного ребёнка

Зависимость ребёнка от гаджетов – боль любого осознанного современного родителя. В целом не имеет значения, какого возраста чадо – сегодня они от мала до велика находят для себя самым предпочтительным занятием именно общение с телефоном, планшетом, компьютером… реже – телевизором. И всем нам давно известно, вред от подобного времяпрепровождения – проблемы для здоровья (и физического, и психологического), ущерб для учёбы и развития, впитывание ненужной информации и ложных идеалов. Что же делать родителям – бороться изо всех сил и однажды «пасть в неравной борьбе» (если без иллюзий – так оно и будет) или сформировать спокойное отношение к новейшим технологиям, дав тем самым ребёнку самостоятельно определиться с приоритетами?

В последнее время в пику традиционной позиции, приписывающей неоспоримое пагубное воздействие гаджетов на растущий организм, появляется всё больше сторонников разумного использования новых технологий в развитии и воспитании детей. Нет, это вовсе не о применении гаджетов в школах и садах в качестве учебных пособий – речь о домашнем времяпрепровождении, проходящем у большинства семей в неравной борьбе с зависимостью, «запретным плодом». Правы ли мы, загоняя собственных детей в рамки, которые, были бы непосильны и нам самим, окажись мы на их месте?

Итак, кто же они, первые сторонники умеренного, но всё же использования детьми гаджетов?

Е. О. Комаровский, врач педиатр, шоумен

Известный и очень популярный на просторах СНГ врач педиатр Евгений Олегович Комаровский не видит в гаджетах катастрофы для детского организма, но, естественно, при умеренном их использовании. В частности, он утверждает, что родители сами, исходя из состояния, поведения ребёнка должны оценивать степень влияния новых технологий: если дитя «уходит» из реального мира, начинает путать, смешивать его с виртуальным – пришло время борьбы с зависимостью. В целом же влияние гаджетов на развитие, по мнению педиатра, индивидуальное – кому-то они даже на пользу: учат, развивают; но кого-то и «тупят».

Евгений Олегович советует: для минимизации влияния экранов на зрение ребёнка лучше разрешать ему пользоваться устройствами с большим экраном (телевизор, компьютер), нежели мин-гаджетами (телефонами, планшетами) или чередовать использование этих групп устройств. Общее же безопасное время пользования любыми видами устройств – не более двух часов для детей до 14 лет.

Уход ребёнка от реальности, смешивание виртуального и реального - признак, который должен подвигнуть родителей к решительным действиям.
Уход ребёнка от реальности, смешивание виртуального и реального - признак, который должен подвигнуть родителей к решительным действиям.

Д. Зицер, педагог, психолог

Ещё один сторонник гаджетов предлагает проанализировать ситуацию с «гаджетозависимостью» с другой стороны – если малыш находит самое интересное для себя в виртуальной реальности, значит что-то не так с реальностью реальной. Психологически здоровый ребёнок всегда предпочтёт сидению в телефоне/планшете любую семейную активность – рыбалку с папой, семейный поход или прогулку, помощь маме в приготовлении нового интересного десерта и т. д. Если даже таким способом оторвать чадо от телефона не удаётся – родителям следует задуматься о том, что в семье изначально царит «неправильная» атмосфера, возможно, ребёнок пристрастился к виртуальному миру по примеру самих родителей.

Кроме того, утверждает психолог, акцентируя внимание детей на вреде от «виртуальной зависимости», создавая строгие запреты, мы рискуем получить эффект «запретного плода» - стойкую зависимость у ребёнка в будущем.

Спокойное отношение к гаджетам в семье и в то же время разумные ограничения помогут ребёнку сформировать собственную позицию, не связанную с зависимостью.
Спокойное отношение к гаджетам в семье и в то же время разумные ограничения помогут ребёнку сформировать собственную позицию, не связанную с зависимостью.

Т. Плунгян, психолог

Татьяна Плунгян, практикующий психолог, видит в гаджетах большую помощь родителям (как, безусловно, видят её и они сами) – на время занять скучающего, уставшего (от дороги, например) ребёнка – это исключительно польза. Кроме того, обилие развивающих приложений, игр несомненно дают большое поле для «прокачки» различных областей знаний у детей. Тем не менее, психолог напоминает от однобоком характере этих знаний. Так, познавая какие-либо вещи в реальной среде, ребёнок чувствует их всеми органами чувств, может воздействовать на них с любой возможной стороны, в то время как гаджеты дают чаще всего «плоское» представление о реальности, которое впоследствии бывает сложно применить на практике.

Гаджеты создают у ребёнка "плоское" , не разностороннее представление о вещах.
Гаджеты создают у ребёнка "плоское" , не разностороннее представление о вещах.

Как и Е.О. Комаровский, Т.Плунгян призывает родителей постоянно анализировать ситуацию на предмет появления зависимости от электронных устройств и вовремя принимать меры.

Шамиль Халилов, врач офтальмолог

Врач офтальмолог подчёркивает, что сформировалось преувеличенное представление о вреде, наносимом гаджетами зрению детей. Безусловно, если не соблюдать элементарные правила работы с экранами, негативные тенденции не заставят долго себя ждать. Поэтому всегда следует помнить о способах минимизации воздействия:

  • расстояние от глаз до экрана не менее 40 см;
  • отсутствие наклона головы;
  • расположение экрана не ниже, чем под углом 15°;
  • соблюдение перерывов между сеансами «общения с гаджетом» - по 5-10 минут через каждые 20 минут.
Правильное положение ребёнка относительно экрана, а также занятая им поза - гарантия минимизации вреда от электронного устройства.
Правильное положение ребёнка относительно экрана, а также занятая им поза - гарантия минимизации вреда от электронного устройства.

Валерий Крамар, невролог, остеопат

Врач невролог тоже не видит ничего плохого в умеренном использовании детьми электронных устройств – они развивают усидчивость, способности к обучению, непосредственно учат. С точки зрения сохранения правильной осанки, а также здорового тонуса мышц и шеи ребёнка, родителям необходимо контролировать его позу при общении с гаджетами.

Видео: как правильно лежать со смартфоном

Видео: как правильно сидеть за компьютером

Кроме того, во избежание нервного перевозбуждения, бессонницы, не следует разрешать детям использовать гаджеты перед сном.