Найти тему
Спортивный накал

Автоцистерны времен СССР

Еще задолго до появления автомобильного транспорта жидкие грузы перевозили в бочках.

фото billionnews.ru
фото billionnews.ru

С появлением автомобилей стали увеличиваться перевозимые объемы, возросли скорости перевозок, а это привело к первым проблемам: жидкости в цистернах плескались, из-за круглой формы цистерн центр тяжести был высоко и возникал высокий риск опрокидывания. Для решения этой задачи стали делать цистерны в форме эллипса. В 1938 году МТС СССР получили 12400 автоцистерн.

Автоцистерна на шасси ГАЗ-АА (фото neftepro.ru)
Автоцистерна на шасси ГАЗ-АА (фото neftepro.ru)

Одной из главных задач, которые решали уже в 30-е годы автомобили-цистерны была перевозка топлива. При этом подчеркивалась их эффективность при доставке топлива на расстояния не более 280 км - при больших расстояниях железнодорожный транспорт был куда эффективнее. К тому же, при ежедневной работе по доставке топлива на такие расстояния автоцистерны вырабатывали бы свой ресурс за год, что при острой нехватке транспорта в стране было недопустимым.

На шасси ЗИС-5 цистерна устанавливалась на поперечных брусьях, для устойчивости в брусьях делались углубления по всей длине машины. К шасси машины цистерна крепилась тремя поясами полосового железа.

БЗ на шасси ЗИС-5 (фото draw.razfill.ru)
БЗ на шасси ЗИС-5 (фото draw.razfill.ru)

Далее делались пороги для доступа к цистерне с обеих сторон, лестница для удобного доступа. Выкачивание и закачивание топлива осуществлялось смонтированным с левой стороны поршневым насосом "Гард-1". На случай отказа насоса предусматривалась возможность заполнения и опорожнения цистерны самотеком. Такое решение было признано эталонным и дальнейшие автоцистерны проектировались именно с таким креплением цистерны к шасси автомобиля. На заполнение и опорожнение цистерны тратилось порядка получаса. Емкость смонтированной на шасси ЗИС-5 цистерны составляла 3000 л, на ГАЗ-АА монтировали вдвое меньшую цистерну.

Постепенно конструкция автоцистерн модернизировалась, как и транспорт, перевозящий их. С увеличением грузоподъемности шасси возрастали и объемы перевозимого топлива. Предлагаю посмотреть на наиболее распространенные автоцистерны для перевозки топлива времен СССР

1. МАЗ-500А

На шасси МАЗ-500А выпускалось несколько автоцистерн. Тихорецкий завод "Красный молот" с 1975 года выпускал АЦ-9-500А.

Автомобиль обладал собственным насосом, благодаря которому он мог наполнять/опорожнять цистерну, была функция перемешивания топлива, перекачки топлива из баков летательных аппаратов в цистерну.

Привод насоса осуществляется от двигателя через коробку отбора мощности и карданный вал.

АЦ-8-500
АЦ-8-500

С 1966 до 1975 года на том же шасси в Тихорецке выпускали АЦ-8-500А. Эта модель не была приспособлена для откачки топлива из баков летательных аппаратов. Вместимость цистерны - 8000 л, максимальная передача топлива насосом составляла 750 л/мин, номинальная - 500 л/мин.

Обе автоцистерны были изготовлены из листовой стали и имели два волнореза, расположенных внутри. Пульт управления располагался на задней части кабины.

В 1977 году в связи с прекращением выпуска основной модели был завершен выпуск автоцистерн с окончанием 500А.

Схожую конструкцию имели и все перечисленные ниже автоцистерны, различались они, в основном, объемом цистерны и шасси, на которое были установлены.

2. ЗИЛ-130

ТСВ-6-130
ТСВ-6-130

Автоцистерна ТСВ-6-130 выпускалась Волгоградским заводом нефтяного машиностроения, первый спецавтомобиль был выпущен на шасси ЗИЛ-130 в 1967 году. По конструкции был идентичен с автоцистернами на шасси МАЗ-500А. ТСВ-6-130 имел измененную систему выхлопа отработанных газов. Объем цистерны составлял 6000 литров.

АЦ-4,2-130 (фото pinterest.se)
АЦ-4,2-130 (фото pinterest.se)

Также на шасси ЗИЛ-130 в Волгограде с 1963 года по 1970 год выпускалась АЦ-4,2-130. Также выпускалась на Благовещенском арматурном заводе. Как понятно из названия, емкость цистерны составляла 4200 л. На полное опорожнение цистерны уходило 10 мин с насосом и 17 мин самотеком.

3. ГАЗ-53А

АЦ-4,2-53А
АЦ-4,2-53А

Шасси ГАЗ-53А обычной проходимости послужило основой для бензовоза с цистерной емкостью 4200 л. Выпускалась Грабовским заводом специализированных автомобилей и Сокулукским заводом торгового машиностроения (Киргизская АССР) с 1966 г. Называлась автоцистерна АЦ-4,2-53А.

4. ГАЗ-52

АЦ-2,4-52 (фото kargoteka.info)
АЦ-2,4-52 (фото kargoteka.info)

АЦ-2,4-52 выпускалась на шасси ГАЗ-52-01. Поскольку ГАЗ-52 был младшим братом ГАЗ-53, то и вместимость цистерны на нем была меньшей: 2400 литров. Выпускалась Арзамасским заводом коммунального машиностроения с 1958 по 1970 гг.

На шасси ГАЗ 52-04 выпускался топливозаправщик.

5. Урал-375

На шасси Урала выпускались автоцистерны повышенной проходимости с колесной формулой 6х6.

АЦ-5,5-375 выпускалась на Харьковском заводе транспортного машиностроения с 1975 г.

АЦ-5-375 (фото en.wheelsage.org)
АЦ-5-375 (фото en.wheelsage.org)

До 1975 года 10 лет выпускалась на том же шасси автоцистерна меньшей емкости - АЦ-5-375.

6. КрАЗ-255Б

В Кременчуге на заводе дорожного машиностроения с 1971 года на шасси КрАЗ-255Б выпускался АЦ-8,5-255Б.

АЦ-8,5-255 (фото mini-koleso.ru)
АЦ-8,5-255 (фото mini-koleso.ru)

С 1978 года завод освоил производство АЦ-9,5-255Б.

Колесная формула этих автомобилей была 6х6, они отличались повышенной проходимостью, но имели большую емкость цистерн, чем Урал. Автоцистерны на шасси КрАЗа были самыми вместительными во времена СССР (не считая автомобилей с прицепами-цистернами).

Со временем шасси менялись на более современные, но выпуск автоцистерн теми же заводами продолжался до распада СССР. После распада СССР судьба у заводов оказалась разной:

- Тихорецкий завод "Красный молот" к началу 90-х выпускал до 2000 автоцистерн для перевозки топлива в год, на заводе трудились почти 3 тысячи человек, в 2002 году он был признан банкротом;

- Волгоградский завод нефтяного машиностроения существует до сих пор, но от специфики надстроек для авто отказался;

- Грабовский завод специализированных автомобилей сейчас называется Грабовским автомобильным заводом и производство топливозаправщиков, автоцистерн и других автомобилей для транспортировки нефтепродуктов на заводе продолжается до сих пор.

- Арзамасский заво дкоммунального машиностроения продолжает функционировать и специализируется на различной технике для коммунальных служб. На предприятии трудится 600 человек;

- Харьковский завод транспортного машиностроения ныне называется "Завод им. Малышева". Предприятие функционирует, занимается производством локомотивов и другой техники для оборонных нужд. Этим предприятие занималось и в годы СССР, производство автоцистерн было лишь одним из направлений деятельности завода.

Не забудьте поставить лайк. Подписывайтесь на наш блог - впереди будет много интересного!

Авто
5,66 млн интересуются