Работа в группе на уроке - одна из основных форм работы в смешанном обучении. Грамотно сформированный состав группы дает возможность детям работать на комфортном им уровне и в удобном темпе, а учителю облегчает сбор данных и способствует эффективному планированию уроков.
Как же правильно объединить детей в группы? Дочитав статью до конца, вы узнаете целых 10 способов создания детских учебных групп! Но сначала предлагаем вам ответить на один важный вопрос - какова цель создания учебной группы на вашем уроке? Именно от цели зависит и учебный процесс на уроке, и его конечный результат (и результат группы). Хотите ли вы сплотить детей, или дать им примерить на себя несвойственные им роли в коллективе, или распределить работу над частями проекта, или проработать новую тему на разных уровнях - выбирайте тот способ, который максимально приблизит вас к цели!
1. Объединение в группу по желанию
Самый простой, но не всегда самый эффективный способ, к сожалению. Учителю стоит применять его, если он очень хорошо знает класс и взаимоотношения внутри класса. Или если целью является не результат деятельности, а сам процесс - например, нужно научить детей работать в группе. Также учителю следует быть готовым к тому, что объединение может пойти весьма эмоционально (ага, ты не хочешь со мной в группе быть! ой, нет, я с тобой не пойду, я лучше с Машей вместе!), а сама групповая работа будет крайне непредсказуемой. Но выбор, конечно, за вами.
Теперь о способах случайного выбора участников группы:
— Вы знаете, я предлагаю бросить жребий.
— Жребий - это не наш метод. Мы не в карты играем, в конце концов.
Помните эту крылатую фразу из кинофильма "Гараж" Э.Рязанова?
Но жребий, как и фанты, карточки, пазлы, флажки - это очень даже "наш метод". Как минимум, он очень веселый. Поэтому не стоит планировать очень серьезную работу в группах, созданных таким методом. Зато вы можете увидеть, способны ли дети приспосабливаться друг к другу, выстраивать отношения внутри своего маленького сообщества, в котором они оказались вынужденно, по воле случая. Вот какими интересными и веселыми способами можно "случайно" сформировать учебные группы:
2. Объединение по цвету жетонов (на входе в класс раздайте цветные жетоны - количество цветов соответствует количеству групп, по сигналу пусть дети рассядутся за парты, отмеченные цветом их жетона)
3. Объединение по имени/фамилии/цвету волос (предложите всем, у кого в имени есть буква "а" - объединиться в одну группу, у кого есть буква "е" - в другую, так же можно объединить блондинов, брюнетов и т.д.)
4. Объединение на счет 1-2-3 (рассчитавшись на первый-второй-третий, дети объединяются в три группы)
5. Объединение по считалочке
6. Объединение "Части пазла" (части нескольких пазлов перемешайте между собой и раздайте детям и пусть они перемещаются по классу, собирая каждый - свой, чтобы в конце остаться с теми одноклассниками, которым достались части того же пазла)
7. Деление на группы с помощью интернет-ресурса TeamUp (также используется цветовой метод)
8. Объединение в интернет-сервисе ClassDojo
9. Объединение по выбору учителя - самый эффективный способ, потому что он решает педагогические задачи урока! Именно учитель задает тот важный признак, по которому будут сформированы группы: по учебным способностям, по результатам прошедшего теста, по схожему темпу работы. Такому способу объединения обязательно предшествует подготовка - это, например, работа в перевернутом классе - на онлайн-платформе происходит сбор и обработка выполненных детьми тестов, а учитель формирует группы по их результатам.
10. Объединение по выбору лидера группы - очень интересный способ. Лидеров назначает учитель, а вот членов группы уже выбирает сам лидер. Причем, лидером может стать и очень тихий ученик, совершенно без нужных на то качеств. И даже аутсауйдер! Процесс формирования команды может оказаться драматичным, если останутся учащиеся, которых по тем или иным причинам никто не зовет в свою группу. Учителю в такой ситуации стоит пойти на хитрость - объявить, что группа будет ценнее, если в неё войдет наибольшее число участников. А позднее, конечно, проанализируйте, почему кто-то чуть не остался "за бортом.
Мы выражаем признательность участникам группы "Смешанное обучение", на основании педагогического опыта которых была и создана эта статья!