Не новая, но все больше набирающая популярность профессия продукт-менеджера для многих содержит ряд неопределенностей: не понятно, чем занимаются все эти люди, что они должны знать и уметь, сколько они зарабатывают.
Роль продукт-менеджера в бизнесе
Если коротко, то — Продукт-менеджер обеспечивает успех продуктов, которыми он управляет.
Это еще не все :) Продукт-менеджер:
- формирует ассортимент своей продуктовой группы,
- исследует и анализирует потребности целевых клиентов и пользователей,
- разрабатывает концепции и организует разработку новых продуктов,
- управляет жизненным циклом производимых продуктов,
- выводит из ассортимента устаревшие продукты,
- управляет ценовой политикой своей продуктовой группы,
- определяет методы продвижения и продаж своих продуктов.
Продукт-менеджер есть в каждой компании, независимо от ее размера и возраста. В небольших компаниях роль продукт-менеджера чаще всего берет на себя собственник.
Продукт-менеджер, как роль и компетенция, нужны всем компаниям. При этом, такая позиция должна появляться в тех компаниях, которые до этого осознанно доросли, или, как это бывает чаще, — переросли.
Функции продукт-менеджера
- Управление процессами, связанными с продуктовым направлением: исследование аналогов и тенденций рынка, разработок и модификаций продуктов, продвижение своего продуктового направления на рынке.
- Анализ развития продуктов и изменения продуктовых метрик: объемов продаж, рентабельности, оборачиваемости, сервисных обращений, возвратов.
- Анализ информации от отделов продаж, маркетинга, дистрибьюторов, служб сервиса с целью получения сведений о тенденциях и потребностях рынка, ошибках и неисправностях продуктов, действиях конкурентов в рамках продуктового направления.
- Разработка стратегии маркетинга, прогнозирование прибыльности продуктов и продуктового направления, окупаемости разработок/модификаций. Совместно с отделами маркетинга и продаж планирование продвижения и продаж.
- Отслеживание ассортимента, технологий и функциональных возможностей продуктов конкурентов.
- Определение для специалистов по маркетингу и продажам каналов сбыта, условий продаж, новых сфер применения продуктов своей группы.
- Разработка стратегии и тактики вывода новых продуктов на рынок, продаж, ценообразования совместно с продавцами.
- Координирование работы своей команды, контроль трекинга разработок продуктов, процесса обучения и консультирования дилеров и дистрибьюторов.
С полным списком функций продукт-менеджера можно ознакомиться здесь.
Качества сильного продукт-менеджера
Формируя список качеств продукт-менеджера, важно принять тот факт, что продукт-менеджер — это одна из ключевых позиций (ролей) в бизнесе, которая чаще всего находится за пределами оперативного контура компании.
Ключевые качества:
1. Наличие предпринимательского мышления*
Предпринимательское мышление - это способность анализировать информацию и принимать решения с учетом следующих факторов: ответственности, самообучения и саморазвития, инновационности, выгоды, эффективности, капитализации, рисков и инвестиций.
2. Обладать эмпатией — продукт-менеджер должен любить или быть способным полюбить свои продукты, даже если он сам не является их пользователем.
3. Владеть техническими знаниями в области устройства и работы продуктов.
4. Иметь маркетинговое мышление и знать технику дизайн-мышления — мы создаем продукты не для себя, а для пользователей и клиентов, и у этих продуктов есть жизненный цикл, которым нужно уметь управлять.
5. Развитые менеджерские и коммуникативный качества — продукт-менеджер взаимодействует с клиентами, пользователями, продавцами, ставит задачи маркетологам, разработчикам (R&D), производству, сервисным службам и т.д.
6. Уметь анализировать информацию и быстро принимать эффективные решения — чаще всего в своей практике продукт-менеджер сталкивается с конфликтами разработчиков и производства, маркетологов и сервиса и т.д.
Деньги: сколько зарабатывают продукт-менеджеры
Продукт-менеджер продукт-менеджеру рознь. К сожалению, большая часть тех, кто называет себя продукт-менеджерами — это "ребята на подтанцовке". Они, в лучшем случае, выполняют +/- 30% приведенного выше функционала и зарабатывают 1000-2500€ (города миллионники).
В IT эти цифры могут даже доходить до 4000-5000€. Есть метрики, "притянутые за уши", которые они достигают, но это не то.
Главная метрика, характеризующая эффективность продукт-менеджера — это чистая прибыль, которую приносит продукт или продуктовая линейка. Еще рентабельность продукта (это прибыль на инвестиции, связанные с R&D и запуском продукта) и т.д.
Поэтому доходы сильных продукт-менеджеров чаще всего зависят от прибыли их продуктов и заработок таких экспертов достигают 10000-20000€ (известные факты). И это не предел.
Состоявшиеся профессионалы в этом деле, это евровые или долларовые миллионеры, которые с точки зрения рынка труда являются космополитами.
А самое интересное — настоящие продукт-менеджеры никогда не останутся без работы, т.к. число людей, способных ими стать, настолько небольшое, что всегда будет меньше корпоративных потребностей.