Найти в Дзене
SELFD3V

Бесконечный путь саморазвития

Оглавление

Сегодня я хотел бы поговорить о понятии, которое дало название этому блогу. О саморазвитии. Не о «личностном росте», понимание которого искажено многочисленными шарлатанами. Не о культуре «добейся успеха несмотря ни на что», адептов которой так много в современном обществе. Я хотел бы поговорить о саморазвитии, как пути интеллектуального, творческого и физического совершенствования. О пути, у которого нет начала и нет конечной точки.

В этом посте я расскажу о совершенно разных взглядах на саморазвитие: философских, психологических, экономических. Интереснее всего то, что все они не противоречат друг другу, а дополняют, формируя цельную картину. Возможно, что истины, изложенные в этом посте, покажутся Вам банальными. Но я не считаю, что банальность — плохо. Банальность не стала бы банальностью, если бы не аккумулировала в себе опыт тысяч лет и миллионов людей. Поэтому я предлагаю посмотреть на вопрос саморазвития с разных сторон.

Разбираемся в буддистком взгляде на саморазвитие

Моя любимая цитата из «Книги радости» Далай-ламы, Десмонда Туту и психолога Дугласа Абрамса:

Один из главных парадоксов буддизма заключается в том, что для вдохновения, духовного роста, развития и достижения просветления мы должны ставить перед собой цель. Но вместе с тем нельзя к ней чрезмерно привязываться, зацикливаться. Если цель благородна, преданность ей не должна зависеть от способности осуществить задуманное. В стремлении к цели следует отбросить устойчивые представления о том, как именно она должна быть достигнута. Лишь освободившись от привязанности к цели и методу, мы обретём спокойствие и безмятежность. В этом суть принятия.

Для чего люди вообще занимаются саморазвитием? В первую очередь для того, чтобы обеспечить достойную жизнь для себя и своих близких. И, конечно, для расширения кругозора и получения позитивных эмоций.

Давайте переосмыслим цитату из «Книги радости» при помощи метафоры.

Представим, что жизнь — это океан, а Вы — капитан корабля в этом океане. Ваша цель, глобальная или небольшая — это маяк, задающий движение Вашего корабля.

По мнению буддистов получается, что:

  1. Вы можете двигаться к своей цели по океану жизни так, как Вам вздумается: по прямой, зигзагами, кругами. Вы можете заплывать на разные «острова» по дороге, или двигаться строго к маяку. «Островами» могут служить работа, увлечения, круг общения. Вы абсолютно свободны в движении. Главное, чтобы это было движение к цели. Единственное, чем Вы ограничены — логика, здравый смысл, нормы морали и закона.
  2. Вы можете менять способы достижения цели. Т.е. приделать к своему кораблю парус или ракетный двигатель. Вы можете высадиться с корабля в небольшую лодку и плыть на вёслах. Главное, чтобы это было движение к цели и это движение приносило Вам радость.
  3. Цель можно переодически менять. Это нормально, если Вы долгое время плыли на Восток, а потом решили повернуть на Север.

Звучит глубокомысленно? Приведу простой пример.

Представим себе девушку Машу. Пусть она станет нашим персонажем в истории о саморазвитии. Маше 27 лет и она работает бухагалтером, но всегда любила рисовать.

-2

Устав от рутины на работе, она задумывается об освоении веб-дизайна. У Маши появляется «маяк», движение к которому связано с множеством вариантов:

  • Поступление в профильное учебное заведение;
  • Чтение книг;
  • Просмотр ютуб-каналов известных гуру дизайна;
  • Общение в тематических группах в социальных сетях;
  • Подписка на телеграм-каналы;
  • Походы в музеи современного искусства;
  • Просмотр рубрики «Бизнес-линч» на сайте студии Артемия Лебедева.

Суть цитаты из «Книги радости» в том, что Маша абсолютно свободна в том, как ей осваивать веб-дизайн и сколько времени на это тратить. Маша может посвятить веб-дизайну всё свободное время. Или же движение к цели может заключаться в просмотре 15-минутного ролика на ютубе раз в неделю. При этом Маше не обязательно бросать бухгалтерский учёт, дающий ей средства к существованию.

-3

Весь вопрос в том, ради чего Маша занимается дизайном. Допустим, для освоения новой профессии. Или просто для получения положительных эмоций. И то и другое — благородные цели. Первая цель улучшит финансовое состояние Маши и её близких. Вторая поспособствует Машиному хорошему настроению. Это хорошо как для Маши, так и для её близких: несчастная Маша будет делать несчастными окружающих. Понимаете? Получается, что развиваясь в интересной для себя сфере, Маша пытается сделать счастливее и себя и людей вокруг. Разве это не благородная цель?

От философских вопросов перейдём к практическим.

Капитал идентичности

Ещё одна цитата, на этот раз из книги М. Джей «Важные годы».

Капитал идентичности — это совокупность личностных активов, запас тех индивидуальных ресурсов, которые мы накапливаем с течением времени. Это наши инвестиции в самих себя; то, что мы делаем достаточно хорошо или достаточно долго, чтобы оно стало частью нас. Одни аспекты капитала идентичности отображаются в нашем резюме — это может быть образование, опыт работы, экзаменационные баллы и клубы, в которых мы состоим. Другие носят более личный характер — в частности, это могут быть наша манера говорить, наши родовые корни, то, как мы решаем проблемы и как выглядим.

Капитал идентичности — это то, как мы создаем себя: шаг за шагом, постепенно. И самый важный его элемент — то, что мы приносим на рынок взрослой жизни. Это та валюта, за которую мы, образно говоря, «покупаем» работу, отношения и все то, к чему стремимся.»

Изучая веб-дизайн, Мария делает вклад в свой капитал идентичности. Однажды, она может конвертировать часть своего капитала под названием «веб-дизайн» во что-то новое. Мария может найти новую работу. Обронив случайную фразу о современном искусстве, завести новые знакомства или покорить молодого человека. Накопив определённый опыт в дизайне и искусстве Маша может испытать потребность в том, чтобы поделиться знаниями с другими. И неожиданно станет ютуб-блогером 🙂

-4

Саморазвитие как путь к самоидентификации

Важнейший аспект! Процесс накопления капитала идентичности отвечает на вопросы «Чего я хочу от жизни? Кем я хочу быть? На что я способен?». А ведь это главные вопросы в жизни молодых людей в возрасте от 17 до 30. Как ты узнаешь, что у тебя прекрасные способности для игры на музыкальных инструментах, если ни разу не брал в руки гитару или флейту?

-5

Хороший пример привёл Заслуженный мастер спорта и обладатель рекордов во всех дисциплинах гиревого спорта Иван Денисов. Могучий, титулованный атлет говорил, что в некоторых специфических упражнениях его порой обгоняли обычные люди: офисные сотрудники, посещающие зал пару раз в неделю. Хотя сам Иван тренируется почти каждый день! Спортсмен объяснил это просто: многие люди носят в себе колоссальный нераскрытый потенциал. Если бы эти люди приложили к своему потенциалу ещё и усердие, они достигли бы высот, о которых даже не мечтали.

С другой стороны, наша бухгалтер Маша изучая веб-дизайн может осознать, что это ей совсем не нравится. И заняться, например, живописью. Изучая, пробуя и ошибаясь Маша быстрее и глубже поймёт, кто она такая и чего ей хочется от жизни.

Обязаловка — злейший враг саморазвития

Современное общество восхищается организованными, успешными людьми, которые составляют планы по достижению цели и строго им следуют. Из всех щелей кричат про тайм-менеджмент, личностный рост и психологию успеха. Увы, попытки распланировать свою жизнь поминутно для достижения цели только делают людей несчастными.

Допустим, наша творческая бухгалтер Маша посмотрела концерт Аврил Лавин и решила научиться играть на гитаре. Как только у Маши получилось сыграть на одной струне «Кузнечика» или «Smoke on the Water», Маша испытала дикий восторг. Она никогда не думала, что сможет извлечь из гитары не просто «трынь-брынь», а МЕЛОДИЮ. Воодушевление переполняет Машу: она только что добавила копеечку в свой капитал идентичности.

-6

Затем Маше приходит в голову мысль: для того, чтобы стать крутой гитаристкой, ей нужен чёткий план занятий! Ведь так делают все успешные люди! Они пашут по плану! И Маша составляет план и начинает играть каждый день по два часа. Вне зависимости от настроения, желания и самочувствия. Ведь есть план! Добейся успеха! Увы, в план Маши вмешиваются множество неконтролируемых факторов: ситуации на работе, незапланированные дела, состояние здоровья. В конечном счёте план почти всегда проваливается: к нужному сроку Маша не достигает желаемых результатов. Маша начинает потихоньку ненавидеть и гитару и свой план. Хуже того, Маша начинает ненавидеть себя. Ведь есть же успешные люди, у которых не занимать воли к достижению цели! Про таких людей снимают кино и телепередачи. А она, такая-сякая и вообще раздолбайка, никак не выучит аккорды.

-7

Конец немного предсказуем: гитара заброшена в чулан и покрывается пылью. И это несмотря на то, что Маша играет вещи уже намного круче, чем «Кузнечик» на одной струне. В этом-то и загвоздка! Посмотрите предыдущий абзац. Освоив «Кузнечика» Маша ДОБАВИЛА копеечку в капитал идентичности и была счастлива. А освоив ещё с десяток песен, но не выполнив план она думала лишь о том, чего она не достигла. Т.е. о том, что у неё якобы ОТНЯЛИ. На самом деле Маша добавила к капиталу идентичности уже не копейку, а целый рубль. Но Машу это не интересует. Она ведь планировала не рубль, а сотню!

-8

Увы, человек не робот, а жизнь — не календарно-ресурсный план проекта. Поэтому Маше лучше сосредоточиться на достижениях, а не на том, чего она не получила. Вспомните цитату из книги Далай-ламы: не надо слишком привязываться ни к целям, ни к способам достижения. Если человек встал на путь саморазвития и движется по нему — это уже безусловное благо.

Концепция факультативов и правило 15 минут. Блокнот саморазвития.

В одном из видеороликов, посвящённых саморазвитию, я услышал довольно устаревшее слово: факультатив. Факультатив — это дополнительный, необязательный учебный курс. Для нашей героини бухгалтерия — это её работа, а освоение веб-дизайна или гитары — факультатив. Пытаясь чётко распланировать свои занятия по гитаре, Мария пыталась превратить факультатив в обязаловку.

Факультативом может быть что угодно: изучение программирования, тренировки в зале, чтение книг. Факультатив против жёсткого планирования. Если Вы пропустили тренировку — это не повод для самобичевания. Можно провести тренировку в другой день, а сегодня посмотреть короткий ролик о тренировочном процессе — это тоже польза. С другой стороны, определённая дисциплина тоже требуется, иначе факультатив забудется и исчезнет из Вашей жизни. Никакого саморазвития не получится.

-9

Мой вариант выхода из этой ситуации: правило 15 минут и блокнот саморазвития. Правило 15 минут гласит: если ты осознанно развиваешься в чем-то 15 минут в неделю — значит у тебя есть такой факультатив. Казалось бы, что такое 15 минут? Всего ничего: разве что время на перекус или короткий ролик на ютуб. Но за год это 780 минут или 13 часов. 13 часов, потраченных на освоение нового — не так уж мало. Ваш капитал идентичности увеличился на эти 13 часов. А минут-то может быть и не 15, а столько, сколько Вам захочется.

Хорошо бы как-то систематизировать информацию о своих занятиях. Мой вариант — блокнот саморазвития. Каждая страница в блокноте — 1 неделя. Страница расчерчена в виде таблицы. Каждая строка — день в неделе: понедельник, вторник и т.д. Каждый столбец — факультатив, которым Вы занимаетесь или стремитесь заниматься. В течение недели Вы просто ставите галочки, если посвятили факультативу хотя бы 15 минут. Причём это 15 минут чего-угодно, связанного с факультативом: чтение, просмотр роликов, выполнение упражнений, встреча с людьми. Блокнот Марии мог бы выглядеть примерно так:

-10

Каждая галочка — Ваш вклад в капитал идентичности, поэтому смотреть на страницу с галочками приятно: капитал-то растёт! С другой стороны пустой столбец может Вас мотивировать: надо бы почитать книжку или потренироваться — на этой неделе я этим не занимался. При этом вполне может сложиться ситуация, что у Вас неделя за неделей есть пустой столбец без галочек. Это сигнал: может Вам вовсе и не хочется этим заниматься, раз не нашлось даже 15 минут за неделю? Возможно стоит убрать этот столбец совсем или заменить другим? Так блокнот саморазвития помогает Вам понять: что Вам на самом деле нравится и чего Вы хотите.

Заключение

Большой получился пост. В нём я постарался систематизировать свои знания о саморазвитии, личный опыт и информацию из прочитанных книг. Возможно, что прочитав пост Вы не узнали ничего нового. В этом случае я надеюсь, что Вам было хотя бы интересно его прочесть. А возможно, что информация из поста оказалась Вам полезной. Тогда я рад — именно к этому я и стремился.

В заключение приведу основные мысли поста. Прочитанные мной книги и личный опыт говорит, что:

  1. Цели необходимы, и стремиться к их достижению важно. Но не следует слишком привязываться ни к целям, ни к способам их достижения;
  2. Саморазвитие — безусловное благо, способствующее благополучию Вас и Ваших близких. Главное, чтобы саморазвитие приносило радость. Кайф — главный признак того, что Вы на правильном пути;
  3. Не загоняйте себя в жесткие рамки планов и схем, от этого больше негатива, чем позитивных эмоций;
  4. Помните, что факультатив — на то и факультатив, чтобы не быть ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Занимайтесь саморазвитием тогда, когда Вам этого хочется;
  5. Чтобы совсем не расслабиться и не растерять дисциплину, попробуйте вести блокнот саморазвития. Он будет говорить о том, как вырос Ваш капитал идентичности, а не об упущенных возможностях.

Всем добра 🙂