Найти тему
Исторические факты

Как в Польше относятся к русскому празнику изгнания поляков из Москвы?

Э. Лисснер, "изгнание польских интервентов из Московского Кремля"
Э. Лисснер, "изгнание польских интервентов из Московского Кремля"

В Польше принято вспоминать совсем другую дату, которая пришлась где то на ноябрь - декабрь 1581 года: прошение Московского царя, на коленях, принять в польское подданство Московское царство. Вы сразу же воскликнете, с горяча: "позвольте, такого же не было никогда!" И окажетесь отчасти правы. Да, не было такого прошения, в дословном варианте, но поляком этого очень хотелось-бы. На самом деле на коленях перед Баторием стояли владыка Киприан и "заместитель царя Московского" Григорий Афанасьевич Нащокин. Полномочия Нащокина были таковы, что с точки зрения дипломатии того времени это сам царь Иван Васильевич стоял на коленях перед польским королем. Нащокин и Киприан смиренно просили у короля Батория мира, на любых условиях, отсюда польские историки делают порой слишком вольные выводы.

Ян Матейко,  "король Стефан Баторий под Псковом"
Ян Матейко, "король Стефан Баторий под Псковом"

Современный Праздник 4 ноября - День народного единства России, некоторыми политиками Польши расценивается как агрессивная и недружественная политика России в отношении Польши. Тут конечно они слишком завышают свою значимость. С этой точки зрения, скорее правильно говорить, о "недружественной политики России в отношении Запада", в целом. В 1612 году было не просто изгнание польских оккупантов из Москвы, а в их лице всего католического мира, и всей Западной идеологии, народом России. А ведь то того, этой прозападной идеологии, в лице польского королевича присягнула и боярская Дума и церковные иерархи и прочие представители власти Московского царства. Все как сейчас. Но, народ был против, как и сейчас.