Если рассматривать любое принятое решения как решение проблемы - фактически любой вид мыслительной задачи можно назвать решением проблемы.
Традиционно, в исследованиях образования, проблема определяется гораздо более узким образом - как совокупность обстоятельств, в которых существует только один "правильный" ответ.
Например, в тестах на интеллект или математических задачах, которые обычно решают в школе, есть только один правильный ответ, ожидаемый экзаменатором, и любой другой ответ считается неправильным - даже если правдоподобное и логическое объяснение может быть дано для альтернативного ответа.
Во многих отношениях этот вид решения проблем сильно отличается от "реального мира" деловых проблем, где даже если есть "правильный" ответ, учитель никогда не скажет вам, его решение. В бизнесе акцент делается на ответе, который является: практическим, выгодным, рентабельным и так далее.
Другими словами, в бизнесе нет такой вещи, как правильный или неправильный ответ - это просто то, что кажется лучшим решением в тех или иных обстоятельствах, которые появляются в то или иное время.
Поиск решений методом проб и ошибок.
Важным является не только качество решения, но и диапазон возможных решений. Например, креативность играет важную роль в обеспечении некоторых решений.
Этот поиск решений является фундаментальной частью поведения решения проблем. Барон говорит, что «проблема возникает, когда человек хочет достичь цели, но не знает сразу, как это сделать».
Самым простым способом поиска такого поведения является метод проб и ошибок. Прежде всего, вы пытаетесь приступить к решению задачи одним способом, и если это не работает, вы пытаетесь другим. Например, знакомство с незнакомым городом или лабиринтом коридоров в университете или большим офисным комплексом.
Исходя из выше перечисленного, можно утверждать, что все решения проблем происходят от проб и ошибок, потому что они включают в себя:
- поиск возможных решений. Доказательства того, поможет ли это вам приблизиться к достижению ваших целей.
- отклонение тех возможностей, которые рассматриваются как ошибки.
Такой подход предполагает, что процесс проб и ошибок является практически случайным. В такой ситуации, как, например, в фильме «Лабиринт», нет никаких доказательств того, что выбранный вариант это лучший вариант: случайный выбор так же хорош, как и любой другой.
Однако очевидно, что:
Это не очень эффективный способ решения большинства проблем просто потому, что придётся слишком долго проверять все возможные варианты - в качестве практического метода, способ имеет важность только при очень небольшом диапазоне альтернатив.
Во многих ситуациях реальной жизни выбор имеет последствия - например, способ может стоить денег, чтобы совершить ошибку при покупке слишком большого или слишком небольшого количества акций.
Метод проб и ошибок не требует интеллекта или творчества - мы развили эти интеллектуальные способности именно потому, что они приводят к гораздо более эффективному решению проблем, чем метод проб и ошибок.
Наконец, конечно, люди просто так себя не ведут.
Если взять примеры колледжа или нового города, то на практике происходит то, что вы вскоре создаете в уме мысленную карту расположения или схемы улиц.
Вместо того, чтобы физически проходить маршрут, вы можете сделать это в своей голове и выбрать конкретный маршрут только после того, как решите, что он самый лучший. Такой вид решения проблемы является распространенным методом преднамеренного достижения решения. Вы можете пойти дальше, используя внешние вспомогательные средства в процессе - диаграммы, карты и так далее: моделируя решения в самом простом смысле.
Что более интересно, это способ, которым вы вскоре пойдете даже дальше, чем сознательные умственные испытания и ошибки, в бессознательный способ выбора маршрута.
Чтобы объяснить это, вам нужно подумать о сознательной ментальной карте, которую вы узнали, пройдя по городу или колледжу, а затем осознав, что вы можете на самом деле заполнить пробелы в карте путем дедукции. Возможно, вы никогда раньше не входили в комнату C203, но как вы узнаете, например, где находится C200, вам не нужно быть гениальным, чтобы «угадать», где может быть 203.
Более того, вы, наверняка, не будите использовать что-то вроде карты в вашем сознании. Как только вы достаточно хорошо ознакомитесь с макетом, карта становится усвоенной в вашем подсознании, и вы перемещаетесь без видимой ссылки на нее. Решение вашей проблемы, где находится C203, просто «всплывает» в вашей голове. Когда это происходит впервые в ситуации решения проблем, мы называем это INSIGHT.
Еще одна интересная особенность этого процесса заключается в том, что на его выполнение может потребоваться значительное продолжительное количество времени.
Сколько раз вы тратили много времени на размышляя о проблеме, возможно, беспокоились о возможном решении без какого-либо успеха. Затем, спустя какое-то время, может быть, часа или даже дня, в то время, когда вы даже не задумывались над этой проблемой, - ответ просто появляется в вашей голове, как будто по щелчку.