Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни.
Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу, когда человек жертвует своей жизнью за Веру, Отечество и «за други своя». «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14).
Святые мученики жертвовали своей жизнью, имея великую любовь и преданность Богу. История знает много примеров, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Священномученика Игнатия Богоносца в узах везли в Рим, чтобы предать на съедение диким зверям. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в которых выразилось его великое желание стать жертвой ради Иисуса Христа: «Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Он отказался от возможности остаться живым. От полноты Веры он хотел уйти из этого мира и соединиться с Христом.
Во времена прошлых гонений в очень трудном положении были целомудренные девы, которые из любви к Христу избрали путь чистой и девственной жизни. Гонители, направляемые диаволом, стремились поразить их в самое сердце подвига – обесчестить. Преследователи хотели ввергнуть их в ту самую грязь, в которой они сами жили (языческий мир в то время, как и сейчас, был сильно развращен). Церковный историк, монах Никифор Каллист рассказывает о двух антиохийских девах, которые по совету матери бросились в воду, чтобы избежать позора.
Яркий пример православного мученичества произошел в 1237 году в подмосковном городе, который сейчас носит название Зарайск. Княгиня Евпраксия была супругой Фёдора Юрьевича, князя Рязанского. По рассказам летописей, она славилась своей невероятной красотой. Во время монголо-татарского нашествия хан Батый, наслышанный о её красоте, потребовал, чтобы сам князь привел к нему Евпраксию. Князь Фёдор отказался привести жену в Орду, сказав: «Не гоже нам христианам водити своих жен к тебе нечестивому», за что был убит по приказу Батыя и брошен на растерзание зверям и птицам. После захвата русской крепости полчищами Батыя, чтобы не остаться на поругание поганым, княгиня Евпраксия, вместе со своим сыном, младенцем Иоанном, бросилась с высокой крыши княжеского терема (по другим данным - с колокольни храма св. Николая) на землю и разбилась. Княгиня Евпраксия была канонизирована Православной Церковью как Святая благоверная княгиня. Цитата из материала «Синодик всех русских святых», раздел «Святых благоверных Российских князей и княгинь»: «Феодора (†1237), Евпраксии (†1237) и сына их Иоанна (†1237), Зарайских мучеников».
Известны и многие другие примеры христианских мучеников. Нельзя не увидеть в этих поступках проявления жертвенности и верности Богу, а не отчаяния и неверия. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).