Найти в Дзене
Сергей Павловский

Единство народа – не абстракция, а упорная многолетняя работа

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери и народного единства. Это неудивительно, ведь трудно придумать более емкий образ единства нашей страны, многонациональность и многоконфессиональность которой началась в XVI веке именно в этом городе на Волге. Удивительно здесь другое – откуда берутся люди, точнее всех понимающие интересы своей страны на столетия вперед, умеющие воплощать их в жизнь и обладающие при этом несравненным личным мужеством.

Не все решается силой оружия на ратных полях. Захваченная в 1552 году русскими полками Ивана Грозного Казань еще двадцать лет продолжала недоверчиво коситься, шептать по углам и периодически полыхать. Полыхала она до тех пор, пока в 1579 году в пепле одного из таких пожарищ некий священник Ермолай, незадолго перед этим приехавший в Казань с миссионерскими целями, не отыскал икону Божией Матери. Чудо, подробно описанное им (все как положено – невинная девочка увидела сон, долго копали и т.д.), было признано, началось массовое крещение татар. Слава о Казанской иконе быстро распространилась по Руси. Ермолай постригся в монахи под именем Гермоген и стал Казанским митрополитом. На этом посту он введет в церковный календарь особый памятный день по воинам погибшим под стенами Казани, а также будет способствовать причислению к лику святых первых татарских мучеников. Единство народа – не абстракция, а упорная многолетняя работа. И в каждом веке она идет по своим законам.

В 1606 Гермоген становится Патриархом Всея Руси. Во времена Смуты из захваченной поляками и боярами-предателями Москвы будет писать воззвания к русскому народу, вдохновляя на борьбу. Гермоген благословит народное ополчение, которое пойдет в бой с иконой Казанской Божией Матери в руках, иконой, прославленной с его помощью тридцать лет назад. Но победы он сам не увидит – умрет в кремлевских подвалах от голода, отказавшись сотрудничать с захватчиками и предателями.

С тех времен образ Казанской иконы стал одним из самых почитаемых на Руси. Ему посвящено множество храмов, самый известный из которых – это Казанский собор на Невском проспекте. В его подклете есть небольшой придел в честь св. Гермогена. Там же, под полом собора, могила Кутузова, а на площади перед собором памятник ему и Барклаю. Таким образом, Гермоген, никогда не державший в руках оружие, тут снова оказывается рядом с воинами.

По преданию именно Гермоген перед смертью первым назвал имя Михаила Романова. К лику святых он был причислен в 1913, в год празднования 300-летия царской династии. Но главное, в этом же году будет продолжено его дело, дело единства народа. Как когда-то будущий патриарх открывал первые православные храмы в Казани, в том же юбилейном 1913 году в Петербурге откроют первую Соборную мечеть и первый дацан (буддийский храм), первая хоральная синагога откроется чуть раньше.

Единство народа – не абстракция, а упорная многолетняя работа. И в каждом веке она идет по своим законам. Идет она и сейчас. В 2013 году у стен Московского Кремля Гермогену поставят памятник. У стен Московского Кремля – его темницы и его славы. У стен Московского кремля – как Минину и Пожарскому. И недалеко от Вечного огня.

-2