Всем привет!
Я немного не согласен с названием, данным «Бурану» СМИ. Назвать шаттл русским не позволяет время его разработки и испытаний, ведь над ним работало множество предприятий, НИИ, КБ со всего Советского Союза! Да и не только русские работали, коллектив явно был многонациональный, только вот фамилии конструкторов, конечно, не разглашаются.
Но даже то, что в первый экипаж был назначен вместе с русским пилотом Волком второй пилот литовец Станкявичус, уже говорит о многом (вот и родину вспомнил заодно 😀).
Но то, что Шаттл получил Русский ХАРАКТЕР, а потом также по-русски, широко сплеча ударив, расстались с этим уникальным детищем космопрома, это истина.
Что же представлял из себя наш Шаттл?
Безусловно, с открытием американцами программы многоразовых космических кораблей, СССР не мог оставаться в стороне и отдавать первенство в космосе США и начал собственные разработки многоразовых кораблей.
Это случилось еще в далеком 1973 году. Затем ростки проросли и вскоре оформились в слишком похожий на американский, «звездолет». Думаю, здесь нужно сказать огромное спасибо нашей доблестной внешней разведке, хотя история об этом, конечно, умалчивает.
Идеально похожий внешне на брата-американца, Буран (такое название получил проект) в корне отличался от него по принципам управления и тяговой машине. Если Шаттл представлял собой самостоятельный космический корабль с подвесными топливными баками, то маршевая установка Бурана была вынесена в отдельную ракету, получившую название «Энергия». Сам Буран был оснащен только двигателями для довывода на орбиту и посадочными двигателями.
Такое решение позволило увеличить чуть ли не в два раза вес доставляемых на орбиту грузов.
Также разработчики Бурана больше позаботились о безопасности космонавтов. Была предусмотрена двойная система катапультирования.
Компьютер на корабле стоял по тем временам самый мощный, он имел 100 мегабайт оперативной памяти. Для сравнения, сейчас любой флагманский смартфон минимум в 20-40 раз мощнее!
Перед своим первым и единственным полетом, Буран проходил испытания и летал в стратосфере в сопровождении целого летного крыла военных самолетов. Были и инциденты, но все завершилось хорошо.
А вот в первый и последний полет корабль отправился 15 ноября 1988 года со второй попытки, т.к. в первой 29 октября не отошла площадка с приборами.
Корабль провел в космосе 205 минут и самостоятельно приземлился на Байконуре. Этот беспилотный космический вояж занесен в книгу рекордов Гиннеса.
Ну а потом…. Кто-то повернул ключ истории. Не стало СССР, а с ним ушел в небытие замечательный проект ЭНЕРГИЯ-БУРАН. Причем , корпорация Энергия рассталась с ним очень легко.
16 лет моей жизни прошло в городе, где производились двигатели для Энергии и Бурана. На моих глазах ведущие предприятия мира стали увядать, выпускать вместо космических кораблей дуршлаги , тазики и газовые плиты. Множество людей было сокращено, множество цехов перестроено и приватизировано.
Я верю в то, что концепция Бурана еще вернется к нам, потому что вопрос осуществления космических поездок на орбиту, даже в качестве туристов, будет все актуальнее и актуальнее. Хотя, последний отказ Роскосмоса от производства сверхтяжелой Ангары, наводит на размышления.
Сколько же всего было выпущено Буранов? По некоторым данным – 5. И, самое интересное, что тот Буран, который летал в космос, не сохранился до наших дней. После распада СССР он перешел в собственность Казахстана, долго стоял в ангаре, пока на том не обрушилась крыша, погребя под собой звездолет.
Второй Буран-дублер тоже находится в Казахстане и выставлен в Байконуре в космическом музее.
Третий продали Австралийцам на аттракционы.
Четвертый разобрали прямо на заводе.
А пятый, собранный наполовину на стапелях Тушинского завода, транспортировали сначала в Парк Горького. Теперь его место на ВДНХ, внутри работает интерактвная выставка.
Такой вот русский характер: создать гениальное творение, воплотить его в жизнь, и также легко с ним проститься. И все же, я горжусь им, потому что поступить так можно только в том случае, если ты можешь плодить подобные проекты в таком великом множестве, что способен расстаться с ними без сожаления.
Жалко, конечно, особенно, если вспомнить, сколько еще таких проектов пылится на складах и архивных полках. Один экраноплан чего стоит! В следующих моих технических публикациях я обязательно уделю внимание многим из этих изобретений.
Авторское фото для вас, друзья.
Доброго вам дня!