Найти тему
Алексей Филатов

Видимость безопасности в аэропортах обходится дорого. Для кого?

Холдинг «Аэропорты регионов» (компания Виктора Вексельберга) просит избавить воздушные гавани от бессмысленных требований по безопасности, которые бьют по их рентабельности. Безопасность, совершенно определенно, на первом месте, но в данном случае я на стороне бизнеса. И главное не в рентабельности, а в избыточности и малой эффективности большинства требований безопасности.

Я довольно часто летаю и каждый раз приезжая в аэропорт недоумение вызывают меры безопасности, которые там применяются.

Столпотворение гарантировано почти всегда уже на входе, независимо от того где я - в гигантском Шереметьево или в калининградском Храброво.
Рамки металлодетекторов и ленты интроскопов для багажа... «Снимите часы», «в кармане у вас ключи?», «включите экран телефона». Пока один человек совершает эти бессмысленные ритуалы, очередь пассажиров увеличивается, превращаясь во вполне приемлемую мишень для террористов, против которых эти «меры безопасности» вроде как и внедрены.

В большинстве аэропортов Европы вход в здание аэропорта не сопровождается искусственным созданием очередей, хотя угроза терроризма там не меньше.

В России после теракта 24 января 2011 года в зале международных прилётов аэропорта Домодедово тоже можно было прийти к выводу об их неэффективности.

Тогда террорист-смертник прошёл в аэропорт за 68 минут до взрыва через вход №2 мимо металлодетектора и охранников. С ним трое его подельников. Они взорвали бомбу в тротиловом эквиваленте от 5 до 10 кг, погибли 37 человек, 170 получили ранения.

Уже после, когда меры безопасности были усилены, силовые ведомства проводили учения и в порядке эксперимента в разобранном виде проносили оружие и муляжи взрывных устройств не просто на территорию аэропортов, а порой даже в так называемую «чистую зону». Лишь в редких случаях служба безопасности аэропорта «ловила» или «что-то подозревала». Ведь безопасность таких объектов зависит не только от количества КПП и технических средств, но в первую очередь от персонала. Не зря в залах израильских аэропортах нет контроля на входе в здание, но в залах работают «психологи в штатском», чья задача выявлять подозрительных персонажей.

У нас же помимо видимых мер, вроде нескольких досмотров, у аэропортов есть другие «требования безопасности». Даже небольшая воздушная гавань обязана содержать собак, бомбоубежища и иметь постоянно обновляемые запасы продуктов на случай войны.
Это излишества, не имеющие отношения к реальной безопасности пассажиров, но ведущие к огромным издержкам. Всё это, в конечном счёте, отражается на цене билетов и приводит к сокращению количества пассажиров.

Возможно поэтому летать по России существенно дороже, чем заграницу.
Так, билет на единственный прямой рейс Москва-Владивосток на ближайшую субботу стоит 57700 рублей, а Москва-Пекин - 28700 рублей. В обоих случаях перевозчик «Аэрофлот», расстояние практически одинаковое, а цена отличается вдвое. Та же история с рейсами Москва-Калининград и Москва-Рига: 4600 и 2300. Чрезмерные меры тормозят нашу экономику.