Эту историю я услышал из уст одного режиссера, который, как он утверждал, был свидетелем этого мистического действа…
Николай Олимпиевич Гриценко – ведущий артист театра им. Е.А. Вахтангова, обладал поистине гениальным даром гипнотизировать зрителя до состояния транса. Сейчас, по прошествии нескольких десятилетий с того рассказа – многие детали стерлись из памяти, но это не важно, сама суть услышанного ни сколько не пострадает без них.
В том спектакле (названия не помню) у Гриценко в финале был длиннющий монолог. Да не просто монолог, а сильнейшая по накалу и драматизму сцена – он выходил на балюстраду декораций из левой кулисы, произнося текст – шел по ней до правой кулисы, спускался по лестнице и заканчивал сцену у рампы, практически в двух метрах от партера. Персонаж, которого играл Николай Олипиевич – предполагал сложный пластический грим, накладные нос, бороду, усы. И все это, гримеры с большим старанием наносили на лицо актера перед спектаклем – несколько часов.
В тот день Гриценко немного опоздал на грим (задержался на приеме у врача) и гримеры не успевали приклеить накладной нос достаточно хорошо… Прозвенел звонок и артист ушел на сцену, попутно прижимая бутафорский нос, с не просохшим клеем. Кое как грим продержался на лице почти весь спектакль, но в финале, при выходе на балюстраду, нос предательски отваливался при каждом слове. Сколько и как мог Гриценко обыгрывал эту проблему, то отворачиваясь от зрителя той стороной, которая отклеивалась, то – рукой закрывал, произнося трагический по накалу текст. Более того – эти шесть минут монолога развивали драматургию по нарастающей, увеличивая интонации, эмоциональный надрыв и градус подачи. Зрители в гробовой тишине, как завороженные внимали каждому слову Артиста, не замечая что лицо его исполняет странные метаморфозы – к выходу на лестницу нос окончательно отвалился и Гриценко в сердцах оторвал его и швырнул за кулису. Часть бороды, после нервного рывка – тоже осталась в руке, и полетела туда же. Вторым рывком он сорвал остатки бороды и усы! И все это не снижая ни темпа , ни градуса образа. В общем, сойдя с лестницы и подойдя к рампе – Гриценко закончил монолог со своим собственным лицом, под оглушительные овации зала, который так и не понял, не увидел, будучи в трансе – что произошло. Только великий талант мастера и канва драматургии остались в памяти зрителей, а несчастье с гримом – никто не заметил.
В 1979-м году Артиста не стало, но если сейчас спросить – помнят ли его в театре, многие расскажут именно этот феноменальный эпизод из его биографии. Потому что – талант Мастера был поистине завораживающий, мистически уникальным.
Нет нужды перечислять все работы Гриценко в театре и кинематографе, желающие могут посмотреть это в интернете, но вот такие уникальные факты – вы вряд ли найдете на просторах «паутины».
Если вам понравилась статья поставьте "палец вверх" и подписывайтесь на мой канал. Будет много интересного, смешного, уникального. Спасибо!