Найти тему
My interests

Патриархальные нравы на Руси: снохачество

Оглавление

Сегодня некоторые люди с восторгом говорят о больших крестьянских семьях XIX века, в которых царил патриархат. Особенно их восхищает установленная там иерархия: дети подчинялись родителям, жены мужьям, и все вместе – строгому, но мудрому главе семьи. Все знали свои обязанности, за детьми был присмотр, а старики ухожены.

Но эта идеальная картина во многом является надуманной. Даже если не учитывать тяжелые условия, в которых жили крестьяне, такой образ жизни для многих был невыносим.

Что стало причиной снохачества

До начала XX века Россия была сельскохозяйственной страной, где 85% населения проживало в деревнях и селах. Крестьянские семьи были большими: как правило, в одной избе жили 3-4 поколения. Главой семьи («большаком») становился старший из мужчин – отец или брат. Его власть над домашними была абсолютной и неограниченной.

Нередко патриархальные «владыки» злоупотребляли своей властью, в связи с чем возникали криминальные ситуации. Одной из них было снохачество: свекор-«большак» сожительствовал с младшими женщинами семьи – снохами (женами сыновей). Подобная практика наблюдалась в больших семьях, где вместе жили несколько семейных пар, и сыновья не имели возможности отделиться от отца. Особенное распространение снохачество приобрело в XVIII-XIX веках.

Чаще всего свекор сожительствовал с невестками, когда сыновья отсутствовали: уходили на заработки или их забирали в солдаты. В некоторых случаях «большака» не останавливало даже присутствие сына.

По свидетельству очевидцев, во многих областях России отцы, склонные к снохачеству, женили своих сыновей очень рано – лет в 12. В жены им подбирали красивых девушек постарше – 16-17 летних, с прицелом на дальнейшее сожительство. Вскоре после свадьбы глава семейства отправлял молодых мужей на заработки, так называемые отхожие промыслы. К своим супругам они могли наведываться всего лишь два раза в год, а свекор в доме делал то, что хотел.

-2

Русская православная церковь строго осуждала снохачество. Оно считалась инцестом, хоть и не по крови, но по «свойству». Подобная практика даже могла стать причиной развода, но в деревнях она особо не осуждалась. Разумеется, сожительство со снохой считалось грехом, но не преступлением. Иногда односельчане даже сочувственно говорили: «Он свою сноху любит, не обижает, живет с ней как муж».

Как невестку склоняли к сожительству

Молодая женщина в чужой семье была полностью бесправна. После свадьбы она оказывалась во власти старших в доме. Если сноха не поддавалась домогательствам свекра, ей могли поручить самую тяжелую работу, замучить придирками и руганью, избить, запереть в погребе или амбаре. Нередко глава семьи начинал наговаривать на непокорную невестку мужу, обвиняя ее в прелюбодеянии.

-3

Родители также не могли помочь бедной женщине. Даже если она возвращалась домой, ее быстро отправляли обратно со словами: «Что люди скажут». Некоторые невестки пытались обращаться в волостные суды с жалобами на домогательство свекра, но такие дела там обычно не рассматривались. Поэтому с помощью угроз, подарков и обещаний легкой работы в доме свекор добивался своего. Даже появилась пословица: «Молчи, сноха, сарафан подарю».

Если же муж узнавал о сожительстве своей жены с отцом, то во всем винил женщину. Ее ожидала жестокая расправа. Отца обвиняли редко – боялись. Известен случай, когда сын начал пенять отцу на приставание к жене, а тот пообещал лишить его наследства. После этого муж сказал женщине, что она наговаривает на свекра, тот на такое не способен из-за пожилого возраста.

Снохачество имело тяжкие последствия: ссоры, разводы, ревность, невыносимая жизнь невестки в семье. Иногда оно становилась причиной преступлений: изнасилований, абортов и убийств. Известны случаи, когда сыновья убивали отцов или собственных жен за снохачество.

Часто жертвами становились дети, рожденные от подобных прелюбодеяний – их безжалостно убивали. Случалось что молодые, доведенные отцом-снохачом до отчаяния, уходили жить к родителям жены, хотя это считалось зазорным.

Что стало избавлением

В России в конце XIX века произошел массовый распад больших семей. Крестьянские земельные наделы разделялись, и молодые, получив свой участок, начинали жить отдельно от родителей. В деревнях преобладающими стали малые семьи, и снохачество, как отмечали современники, постепенно сошло на нет.