Найти в Дзене
Азбука родителей

Ребенок не говорит в 2 года: норма или патология?

Оглавление

Почему эта тема такая важная? Потому что на этот счет есть очень много противоречивых мнений. Начиная от соседок, у которых Вася заговорил в 4 года... Заканчивая неврологами, которые считают, что в 2 года ребенок должен говорить предложениями.

Большинство мам, к сожалению, не знает, на что нужно обратить внимание. Я сама этого не знала, пока не столкнулась с некоторыми проблемами. Да, вполне возможно, что через год ваш карапуз и правда резко заговорит. Но возможен и другой исход... Что же делать?

Многие мамы уверены, что ребенка с отклонениями в развитии сразу видно. Что он ведет себя вызывающе неадекватно. Что он напоминает человека с тяжелой формой аутизма. И конечно, их собственный сын — не такой.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМЫ

Считается, что к 2 годам в активном словаре ребенка должно быть от 50 до 300 слов. Преимущественно это существительные и глаголы, но уже могут встречаться местоимения, предлоги и даже наречия. Появляются слова-обобщения (одежда, игрушки, фрукты, овощи, посуда, мебель), правда слова внутри этих групп кроха пока еще может путать, называя, к примеру, туфлями и тапочки, и сапоги, и ботинки. Все меньше остается в речи двухлетнего ребенка слов-подражаний (ав-ав, бибика). Малыш старается говорить слова полно и правильно, хотя это довольно сложно из-за возрастных особенностей речевого аппарата, который пока еще не готов к воспроизведению всех звуков. Но если ребенок говорит слова, то их уже могут понять не только мама или папа. При этом недостаток речевых возможностей ребенок активно восполняет другими средствами общения: мимикой, жестами, эмоциями.

-2

Как стимулировать развитие речи двухлетнего малыша

Чтобы активная речь малыша развивалась, нужно создавать для него ситуации общения, не предупреждать его желания, а дать возможность выразить просьбу, стараться разговорить его. Важно удовлетворять его интерес к предметам, действиям и накоплению впечатлений. Можно играть «в прятки» с игрушками, предлагая позвать спрятанного петушка, котика, зайчика. Покупая новую игрушку, нужно рассмотреть её, назвать части, показать, как с ней играют, называя свои действия.

Очень полезно на прогулке рассказывать о том, что нового и привлекательного ребёнок видит вокруг. Важно не только показывать и называть предметы, но и рассказывать об их назначении. «Ножницами режут бумагу», «В мыльнице лежит мыло». Обращайте внимание на форму и величину предметов, их цвет.

Главное, выполнять упражнения каждый день без выходных. Однако ни одно занятие не принесет пользы, если ребенок не хочет его выполнять, и у него нет настроения. Поэтому выбирайте моменты, когда ваш малыш расположен к игре. Терпение и ласка с вашей стороны, поверьте, способны творить чудеса.