Академия Кинематографических Искусств и Наук (AMPAS) уже какой год выкидывает занимательные финты - то придумывает бессмысленную награду за «Лучший популярный фильм», то заявляет о намерении вырезать из прямого эфира вручение значимых номинаций. В этот раз она решила порадовать кинолюбителей наградного сезона режимом "экспресс раздачи": заветная дата в 2020 году переехала почти на месяц раньше ожиданий - с привычного слота в последнее воскресенье февраля на девятое число того же месяца. Как это отразится на наградах? Кто главные претенденты этого года? Конкретики пока мало, но попытаемся разобраться в ситуации и дать содержательные инсайты.
С одной стороны, «ускоренный» сезон делает наградный период интереснее, ведь повышается вероятность того, что академики будут голосовать не за тех, кто на слуху, а за тех, кто действительно пришелся им по душе. С другой стороны, ранняя дата сдвигает начало сезона, и, следовательно, представляет собой настоящую удачу для фильмов, вышедших в начале и середине года, а также сложный вызов для картин позднего релиза, ведь охват гораздо важнее качества – как всем понравится, если тебя никто не видел? И достойные картины рискуют быть попросту не замечены, лишь по причине доступности в тот период, когда многие уже определились со своим выбором.
Подобное положение дел усложняет и работу прогнозистов, ведь вносится диссонанс в проверенную последовательность наград Гильдий, критиков и других организацией. Да, быть может, их порядок остается прежним и выдаются они все так же до церемонии Академии, но, кто знает, какой эффект будет иметь «сплюснутая» раздача? Привычные метрики и статистика никуда не деваются, поэтому будем следовать прогнозному плану. Сейчас крайне рано делать какие-то четкие предоположения, но сузить круг номинантов уже, пожалуй, возможность имеется. Первый индикатор – фестивальные награды. Второй, на который следует обратить внимание – охват, то есть на какие номинации может претендовать та или иная картина. Но обо всем по порядку.
«Золотая Пальмовая Ветвь» Каннского кинофестиваля довольно редко коррелирует с лауреатом главной награды, но в номинацию ее призеры все же попадает (впрочем, последний раз лишь в 2011 и в 2012 годах). Тем не менее, определенная зависимость все же наблюдается: в прошлом году, отмеченный в категории «Гран-При» ЧЕРНЫЙ КЛАНОВЕЦ взял «Оскар» за лучший сценарий, а СЫН САУЛА в 2015 г. и ЛЮБОВЬ в 2012 г. – награды «Лучший зарубежный фильм». Лучший фильм Канн этого года ПАРАЗИТЫ имеет очень хорошие шансы на «Оскаре», так как не просто получил неоспоримый прием во Франции, но и обошел в прямой конкуренции самого Тарантино – а это лучше любой рекламы. Высокие оценки критиков, удачный релиз в США (8 ноября) и хорошие кассовые сборы лишь добавили положительного эффекта фильму Пон Джун-хо.
ПАРАЗИТЫ отметились и на Фестивале в Торонто (сентябрь 2019), правда, заняв там лишь третьей место. Этот смотр является настоящим драйвером не только для определения номинантов «Оскара», но и победителя главной награды. Десять из последних одиннадцати призеров фестиваля участвовали в борьбе за «Лучший Фильм», и четыре из них стали лауреатами (МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ – в 2008, КОРОЛЬ ГОВОРИТ – в 2010, 12 ЛЕТ РАБСТВА – в 2013, ЗЕЛЕНАЯ КНИГА в прошлом году), а еще два были к этому статусу крайне близки (ТРИ БИЛЛБОРДА в 2017 и ЛА ЛА ЛЭНД в 2016). И, пожалуй, не лишним будет отметить, что ни один из этих 10 фильмов не остался без награды Академии. Таким образом, чемпион этого года КРОЛИК ДЖОДЖО, несмотря на свой комедийный статус и умеренный прием критиков, скорее всего, будет высоко котироваться в глазах академиков и даже может что-то себе прихватить.
«Золотой Лев» Венецианского фестиваля долго время нечасто совпадал с «Оскарами»: после ГОРБАТОЙ ГОРЫ (награды за «Лучший Сценарий» и «Режиссуру» от Академии) в 2005 и РЕСТЛЕРА в 2009 (номинация на «Лучшую мужскую роль») было затишье вплоть до 2017, когда ФОРМА ВОДЫ не просто отметился на «Оскаре», но и взял награду за «Лучший фильм». В 2018 тренд продолжился, и РОМА получил приз за лучшую режиссуру и остановился в шаге от главной статуэтки. Поэтому, каким бы ДЖОКЕР не был противоречивым номинантом, чем-то он понравился аудитории в Венеции и последние два года вкусы Академии совпадают – следовательно, имеем крайне сильного кандидата, особенно, учитывая его успех среди обычной аудитории и монструозные цифры в прокате.
Охват на «Оскаре», порой, решает все и за счет этого собираются выделяться ОДНАЖДЫ... В ГОЛЛИВУДЕ и ИРЛАНДЕЦ. Что же значит этот пресловутый «охват»? А то, что, если фильм претендуют на множество потенциальных номинаций – в данном контексте, как минимум, режиссерские, актерские, монтажные, сценарные, костюмные и операторские, тогда выше вероятность того, что он понравится большему число голосующих. Кроме того, академики, не моргнув глазом, поддержат своих друзей-пенсионеров по индустрии - Тарантино и Скорсезе. Обе картины пришлись по душам критикам, вышли в удачный период, а Тарантино и вовсе в Каннах засветился – пока ничто не мешает благоприятному приему. Пожалуй, какие-то точные прогнозы давать сложно, но с высокой долей уверенности можно заявить, что награда за лучший фильм определится в борьбе между следующими номинантами:
- ОДНАЖДЫ... В ГОЛЛИВУДЕ
- ИРЛАНДЕЦ
- ПАРАЗИТЫ
- КРОЛИК ДЖОДЖО
Следом идут:
- ДЖОКЕР – лауреат Венеции и картина, которая может пойти по пути БОГЕМСКОЙ РАПСОДИИ - вот и будет награда за «Популярный фильм». После победы Хоакина Феникса на фестивале в Палм-Спрингс (а последним пяти из шести отмеченным там актерам уходил и «Оскар) наградный потенциал фильма только продолжает возрастать.
- БРАЧНАЯ ИСТОРИЯ – обласканный критиками продукт Netflix, идеальный фестивальный вариант картины, который по итогу все же может пасть жертвой предубеждений по отношении к стриминговой платформе.
Скорее всего к ним присоединятся:
- ПРОЩАНИЕ – комедийная драма Лулу Ванг неплохо прошлась по фестивалям (в том числе с призом на Санденсе), тепло принята критиками и имеет все шансы стать лауреатом на премиях независимого кино (Gotham Awards и Film Independent Spirit) – на просторах Голливуда такое ценится.
- 1917 – Академия любит военное кино, и работа Сэма Мендеса может занять почетный слот визуальной диковины среди номининтов (как ЧЕРНАЯ ПАНТЕРА в 2018, ДЮНКЕРК в 2017, ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ в 2016). Полагаю, в этом помогут технические ветви Академии – номинации за «Операторскую работу», «Лучший Звук», «Лучший монтаж звука» практически обеспечены. Добавить можно было бы и «монтаж», но фильм снят в один кадр и, если следовать аналогии с БЁРДМЕНОМ, то попросту не номинируют.
- МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ – новая картина Греты Гервиг могла иметь все шансы заранее обеспечить себе места в первом ряду, выйди она пораньше, но поздний релиз в декабре осложняет наращивание узнаваемости среди голосующих. Тем не менее, удержание инклюзивности крайне важно для Академии и вряд ли она упустит шанс отметить фильм со столь мощным женским ансамблем
- ФОРД ПРОТИВ ФЕРРАРИ – автобиографическая драма Джеймса Мэнголда удачно сочетает в себе американские ценности и художественную эстетику, а также располагает мощным актерским составом и мнтит на попадание в технические номинации – «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука».
Представленный список далеко не исчерпывающей – не стоит так быстро списывать со счетов легкую комедийную драму ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ ПО СОСЕДСТВУ с любимцем голливудской публики Томом Хэнксом или СКАНДАЛ Джея Роуча на злободневную тематику со звездным женским ансамблем. Стриминговые сервисы в этом году располагают еще большим числом представителей: Amazon будет лоббировать ОТЧЕТ О ПЫТКАХ, премьера которого состоялась еще в январе на «Санденсе», а Netflix помимо уже перечисленных флагманов может попытать счастья с ДВУМЯ ПАПАМИ (с Энтони Хопкинсом и Джонатаном Прайсом) и МЕНЯ ЗОВУТ ДОЛЕМАЙТ (возвращение Эдди Мёрфи в мир высокого кино). Быть может, какая-то арт-хаусная драма внезапно выстрелит и пробьется на своё место под солнцем – например, ВОЛНЫ или лауреат фестиваля «Санденс» фильм ПОМИЛОВАНИЕ.
На данный момент об исходе остается лишь гадать, поэтому самое логичное просто ждать. Первый крупный инсайт будет 2 декабря, когда National Board of Review назовет свои Топ-10 фильмов года – за 89 лет вручения премии, 74 раза лауреат «Оскара» был в этом списке и 14 раз за последние 15 лет. Следом пойдут номинанты «Золотого Глобуса» 9 декабря и Гильдии Киноактеров (SAG) 11 декабря. Ну а пока, подытожим десятку наиболее вероятных кандидатов. Что интересно, у каждого свои отягощающие обстоятельства в борьбе за главный приз: ПАРАЗИТЫ – может стать первым неанглоязычным фильмом-победителем, ИРЛАНДЕЦ - придется переубедить консервативных академиков в видении роли Netflix в индустрии, а вот ОДНАЖДЫ… В ГОЛЛИВУДЕ пока смотрится самым безопасным вариантом – романтизированный фильм о кино, снятый в Лос-Анджелесе матерым киноманом с любимыми голливудскими звездами современности. Но посчитают ли Академики Квентина достойным в этот раз? Или вновь ограничатся сценарием? Вот в чем вопрос…
- ОДНАЖДЫ... В ГОЛЛИВУДЕ
- ИРЛАНДЕЦ
- ПАРАЗИТЫ
- КРОЛИК ДЖОДЖО
- ДЖОКЕР
- БРАЧНАЯ ИСТОРИЯ
- ПРОЩАНИЕ
- 1917
- МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ
- ФОРД ПРОТИВ ФЕРРАРИ
На очереди - разбор номинантов Гильдии Стилистов (Make-UP Artists and Hair Stylist Guild) и Gotham Awards.