Распространение лиственницы началось с юго-востока Центрально-Европейской низменности и продолжалось на северо-запад. После своего первого появления на фаворитах вида преобладало холодное событие, происходившее в Монтагу, которое повлияло на конкурирующие виды.
После этого холодного события распространение достигло максимума во второй половине сезона. При переходе на второй стадион популяция сократилась, вероятно, в результате усиления континентальности.
Учитывая весь последний межледниковый/ледниковый интервал, период между началом события в Монтагу и завершением события в Брёупе представляется периодом максимального распространения лиственницы в низменности северо-центральной Европы.
Первые ранние межстадиальные Вейхсельские леса
Лиственничные окаменелости встречаются в Альпийском регионе и низменности Северной и Центральной Европы, а также в горах Вогезов. В низменных районах Северной и Центральной Европы обилие ископаемых свидетельствует о максимуме распределения лиственницы европейской.
В альпийском регионе пыльца лиственниц и макрофоссилы встречаются в северных и южных альпийских предгорьях, например, в Фюрамосе (Германия), Мондзее (Австрия) и Фимоне (Италия)
Лиственница была компонентом хвойных образований, в которых доминировали Пицея и Сосна. На северо-центральноевропейской низменности присутствие Ларикс проявляется в многочисленных местах в Германии и Польше во время первого ледникового интерстадиала.
Макро-фоссилы встречаются в нескольких местах, и процент пыльцы был заметно высок для лиственницы с максимальными значениями до 18%, что указывает на то, что это был основной компонент бореальных лесов. Во втором раннем Вейхсельском стадионе в альпийском и северо-центральноевропейском регионах преобладали тундровые образования.
На южных участках макро-фоссилы подтверждают свидетельства наличия пыльцы, указывая на локальное сохранение лиственницы в мозаике бореальных лесов и степей. Кроме того, древесный уголь, датированный по отдельности, был найден на южной альпийской границе провинций Верона и Комо.
Пыльцевые сообщества с обоих участков сравнивались с современными аналогами с юга Сибири. Результаты показали, что Западные Карпаты были покрыты разнообразными растительными комплексами, включающими тайговые леса, полу-бореальные леса, лесотундру, лесные степи, тундру или степи.
Дополнительная информация, полученная с помощью одноразовых датчиков пыльцы, макро-фоссилов и древесных углей подтверждает большое количество лиственницы в окрестностях Карпат и в Панонской равнине, в мозаике более или менее открытых лесных тундр, лесных степей. Они наглядно демонстрируют стойкость лиственницы Ларикс в Альпийском и Карпатском регионах, а также в Панонском бассейне.
В регионе Трентино-Адидже и Венеции, обнаружено больше макро-лесов и пыльцы, что подтверждает наличие Ларикс в пионерских лесах. Кроме того, в озере Рагогна, расположенном на южной окраине Альп на северо-западе Италии, зарегистрированы следы макро-фоссилий, стоматов и пыльцы.
Данные из области вокруг озера Гарда и по долине Адидж-Инн указывают на миграционный путь через Альпы, ведущий на запад к доломитам по линии от озера Гарда до Инсбрука через перевал Бреннер, т.е. на самый низкий перевал в этой части Альп. На восточной окраине Альп ископаемые места обитания встречаются редко. Однако данные по пыльце существуют в австрийском регионе Каринтия в районе Лянгзее.
Учитывая, что максимальная ледовитость не полностью покрывала восточную Альпийскую окраину, а также тот факт, что многие эндемики травянистых растений, связанные с верхнемонтанными хвойными лесами растут здесь, также указывает на наличие лиственничного убежища.
В западных Карпатах и их предгорьях, а также в Судетах в это время в изобилии стали встречаться окаменелости лиственницы, что говорит о том, что лиственница была более распространена в этом регионе, чем сегодня. Полученные данные свидетельствуют о большом разнообразии реакций на климатические и антропогенные изменения в зависимости от географического положения, рельефа горных массивов и дополнительных локальных факторов.
Эпизод холода младших сухостей приводил к неоднородным реакциям лиственницы. Это можно проиллюстрировать значительными колебаниями верхней лесной черты в Альпах и Карпатах. Реакция лиственницы варьировалась от полного снижения в некоторых высокогорных точках до стабильности или даже расширения в долинах.
Распределение голоценовых окаменелостей указывает на максимальную численность в течение первых двух тысячелетий, после чего последовательное снижение на малых высотах, вызванное распространением конкурирующих видов деревьев. В начале голоцена Ларикс быстро поднялся вверх в ответ на резкое повышение температуры на 4-6°C, что привело к сдвигу линии деревьев на 800 м за 200-300 лет.
В других частях Западных Альп позднее появились субальпийские лиственничные леса. Во французском Савое макроскопические данные подтверждают наличие лиственницы с начала голоцена, но леса появились только позже.
В северо-западных Карпатах прослеживается явная тенденция смещения вверх древесных линий, при этом снижение значений пыльцы на низкой высоте совпадает с повышением значений в более высоких точках. Напротив, распределение лиственницы на польской низменности к северу от Карпат оставалось стабильным. Поэтому первые два тысячелетия голоцена можно рассматривать как ключевой период, определяющий современное распространение лиственницы.
Кроме того, в течение этих двух тысячелетий лиственница доминировала в субальпийских лесах центральных Альп, так как ей благоприятствовали высокая инсоляция летом и низкая зимняя инсоляция, что ограничивало распространение сосновой эмбры.
В это время лиственничные леса находились в динамическом равновесии с климатом, включая быстрые изменения, такие как 8,2 холодов, которые привели к сокращению популяций лиственниц вблизи лесопосадок. Древесина начала падать в ответ на антропогенные и климатические изменения.
В то время как некоторые вмешательства человека привели к исчезновению лиственницы, другие способствовали расширению видов, что наблюдалось на участках, расположенных по всему ареалу. Основными доисторическими и историческими эпохами, оказавшими большое влияние на лиственницу, были бронзовый, римский, средний и современный века.
Во времена Римской империи лиственницу предпочитали вместе с растениями, которые, как известно, имеют долгую культурную историю. Вид появляется, например, в одном месте Морских Альп во времена Римской империи одновременно с каштаном, грецким орехом, виноградом и зерном, что совпадает и с другими регионами.
Изменения в землепользовании, роль пожаров и других антропогенных воздействий, способствующих или ограничивающих расширение лиственницы, описаны в многочисленных публикациях. В течение последних 50 лет лиственничная история продолжала находиться под влиянием плантаций и заброшенных земель в Альпийском регионе, что говорит о том, что вид в настоящее время расширяется.