В этой статье рассмотрены две, примерно противоположные теории того, как психологические процессы, лежащие в основе решения о классификации, развиваются по мере появления большего количества времени или когнитивных ресурсов. Эти две теории можно было бы более точно описать как рамки, поскольку каждая из них отражает основные принципы работы класса конкретных теорий, которые не являются идентичными.
Однако эта классификация теорий является относительно естественной, с существенным внутрикатегориальным сходством и различиями между категориями. Обе теории здесь описываются как теория комбинации и теория дифференциации. Нынешнее использование этих терминов является новым, но они предназначены для того, чтобы отразить идеи, уже имеющиеся в литературе.
Теория дифференциации предполагает, что классификация начинается с недифференцированного целого, который может быть разбит на составляющие его признаки, если позволяют время и когнитивные ресурсы. Комбинированная теория, напротив, предполагает, что классификация начинается с признаков, и что информация из этих признаков может быть объединена и взвешена, если позволяют время и когнитивные ресурсы.
Широко используемые термины "аналитическая" и "неаналитическая предполагают теорию дифференциации - как мы рассмотрим ниже, они имеют мало смысла, если Комбинированная теория верна. Вопрос о том, дает ли теория дифференциации или комбинированная теория лучшее объяснение классификации, является спорным. С одной стороны, ряд классических исследований обычно рассматриваются как поддерживающие теорию дифференциации вместо комбинированной. С другой стороны, ряд более недавних исследований, использующих несколько иную процедуру. Нынешнее исследование позволяет свести воедино эти, казалось бы, несовместимые исследования.
Комбинационная теория
В Комбинационной теории вклад в систему классификации представлен в виде набора различных атрибутов (размеров или признаков). Классификация на основе множественных признаков предполагает сбор информации по всем этим признакам, что требует времени. Классификация на основе множественных признаков иногда предполагает разный вес этих признаков. Это также требует времени, возможно, больше времени, чем использование невзвешенной комбинации.
Интеллектуальные корни теории комбинаций можно проследить, по крайней мере, до нечеткой логической модели восприятия и теории интеграции функций. Одним из формальных примеров комбинированной теории в рамках исследования категоризации является распространение Ламберта на МОЦ, EGCM.
EGCM представляет собой стохастическую модель выборки; каждому атрибуту присваивается функция опасности таким образом, что вероятность того, что этот атрибут был отобран к нулевому времени, равна нулю, с последующим увеличением. Таким образом, чем больше времени будет выделено для наблюдения за мерами стимулирования, тем больше будет в среднем аспектов, по которым можно будет принимать ответные меры.
Другим, менее формальным примером комбинированной теории является теория пространственных суммирований. Теория размерной суммирования предполагает последовательный, ограниченный по мощности, процесс, похожий на процесс, основанный на правилах. Размеры стимула задаются намеренно, последовательно, пока не будет доступна достаточная информация для применения выбранного в настоящее время правила категоризации.
Взятые вместе, EGCM и теория объемного суммирования дают две иллюстрации того, что комбинированная теория может быть реализована на уровне детального процесса несколькими различными архитектурными способами.
Теория дифференциации
В теории дифференциации ввод данных в систему классификации осуществляется в виде недифференцированного целого или "блоба". Система классификации быстро имеет доступ к информации об общем уровне сходства между представленным стимулом и другими стимулами (представленными или запомнившимися), но не имеет прямого доступа к различным признакам, составляющим этот стимул.
Таким образом, классификация на основе одного атрибута предполагает процесс дифференциации входного сигнала (разделение целого на его составные части), и для этого требуется время. Теория дифференциации получила широкое распространение в психологии. Его интеллектуальные корни восходят, по крайней мере, к Локхеду, и были кратко изложены в заявлении Уорда "целостная, целостная обработка предшествует аналитической обработке измерений".
Другим интеллектуальным корнем теории дифференциации является теория формирования неаналитических концепций (Brooks, 1978). Действительно, ныне широко используемые термины аналитическая и неаналитическая предполагают, что нечто вроде теории дифференциации - категоризация может быть "аналитической" только в том случае, если есть что анализировать, другими словами, что-то разделять на составляющие ее элементы.
С точки зрения комбинационной теории химическая аналогия - это скорее синтез, чем анализ. Продолжающееся влияние теории дифференциации также проявляется в таких высказываниях, как "людям легче основывать свои суждения о сходстве и категоризации на большем, а не на меньшем количестве свойств".
Один из способов концептуализации теории дифференциации в формальных отчетах о категоризации заключается в предположении, что процесс селективного внимания, зафиксированный в таких теориях, как МОЦ или ALCOVE, является эффективным и трудоемким, и что до начала этого эффективного процесса внимание распределяется в равных долях между стимулами.
Далее следует предположить, что процесс выборки стимулов, описанный в таких отчетах, как EGCM, занял очень мало времени для завершения. Такие модели, как ALCOVE и МОЦ, не имеют процесса отбора проб, поэтому они формально подтверждают это предположение, хотя, по-видимому, это скорее упрощение, чем сильное теоретическое обязательство.
Можно также утверждать, что модель COVIS (конкуренция между неявной и вербальной системами) имеет больше общего с теорией дифференциации, чем с комбинированной теорией. Например, КОВИС прогнозирует, что изучение общей структуры категорий сходства в меньшей степени зависит от одновременной нагрузки, чем изучение одноразмерной структуры категорий.