Найти тему
Цветок науки

Эстетика в экологической психологии

Оглавление

Введение

Несмотря на свою центральную роль в человеческих мыслях и практиках, эстетика в значительной степени игнорируется в дизайне веб-сайтов. Многие авторы обращают особое внимание на удобство использования веб-сайтов, при этом мало внимания уделяется важности визуальной эстетики (Zettl 1999).

До недавнего времени эмпирические исследования показали, что эстетика влияет на восприятие потребителями качества веб-сайта и является одним из наиболее важных факторов, определяющих предпочтения веб-сайта.

Однако среди небольшого числа исследований в области эстетики веб-сайтов, проводимых специалистами HCI, они не обеспечивают теоретической основы эстетики. Теоретическая конструкция эстетики в дизайне интерфейса сайта остается недостаточно изученной. Некоторые рассматривали эстетику как одномерную конструкци, тогда как другие утверждали, что эстетика - это многомерная концепция (Lavie & Tractinsky 2004). Концептуализация эстетики в веб-дизайне остается запутанной.

https://pixabay.com/illustrations/book-landscape-fairy-tales-tree-2134779/
https://pixabay.com/illustrations/book-landscape-fairy-tales-tree-2134779/

Цели этого исследовательского проекта заключаются в следующем: 1) предложить двумерную структуру эстетики сайта для электронной коммерции, основанную на когнитивно-аффективных рамках, 2) предоставить измерительный прибор, который бы точно применял концепцию эстетики в дизайне сайта.

В этом статье мы обсуждаем, что теории эстетики веб-сайта были очень ограниченными. Поэтому мы расширяем сферу нашего обзора на более широкие, но актуальные области эстетики.

В частности, мы прибегаем к теориям эстетики в экологической психологии и компьютерного взаимодействия человека и человека (HCI). Опираясь на когнитивно-аффективные рамки в теории отношений, мы сначала предложили двумерную структуру эстетики сайта, а затем разработали инструмент для измерения эстетики сайта, основанный на концептуализации эстетики, а также предыдущие инструменты эстетики в смежных областях.

При разработке этого прибора используется процедура сортировки изделий, после чего проводится лабораторный эксперимент. Предлагаемые двухмерные структуры эстетики сайта, а также инструмент обеспечивают нам основу для дальнейших исследований.

В заключительной части этой статьи также кратко представлен наш будущий эксперимент, целью которого является исследование влияния эстетических аспектов веб-сайта на реакцию потребителей на различные типы веб-сайтов электронной коммерции.

Когнитивно-эффективная рамочная программа

Психология отношения определяет отношение как психологическую тенденцию, которая выражается в оценке конкретного субъекта с определенной степенью благосклонности или неприязни.

Являясь общей оценкой хорошего или плохого существа, отношение было концептуально определено как содержащее когнитивные и аффективные компоненты. Когнитивная оценка выводится из мыслей и идей, касающихся существа.

Многие исследователи признают, что оценочные суждения являются результатом когнитивных процессов, что является допущением, присущим модели, влияющей на величину ожидаемой стоимости (Ajzen 2001).

Тем не менее, некоторые теоретики оспаривают это предположение, предлагая, что оценки могут также контролироваться эмоциональным процессом (например, гипотеза эмоционального примата, Zajonc 1980).

Эффективная оценка состоит из чувств, настроений, эмоций и активности симпатической нервной системы, которую люди испытывают по отношению к объекту отношения (Eagly and Chaiken 1993).

В исследовании потребительских настроений отражена когнитивная и эмоциональная составляющая отношения.

Зайонк и Маркус (1982) подчеркнули, что когнитивная оценка основана не только на физических характеристиках, но и на взаимодействии с объектом.

Раджив и Ахтола (1990) повторили, что утилитарный аспект отношения к продукту связан с полезностью, ценностью и разумностью продукта в восприятии потребителя; с другой стороны, гедонистический аспект связан с удовольствием, испытываемым или ожидаемым от его поведения. Тогда почему потребители оценивают объект в когнитивных и эмоциональных аспектах?

В то же время исследование мотивации предполагает, что у людей есть два широких класса мотивации: внешняя мотивация и внутренняя мотивация (например, Babin et al. 1994).

Мотивация извне относится к эффективности деятельности, поскольку она играет важную роль в достижении ценных результатов, отличных от результатов самой деятельности.

Под внутренней мотивацией понимается осуществление деятельности в собственных интересах, за исключением ее последующего усиления.

Очевидно, что внешняя мотивация и внутренняя мотивация соответствуют когнитивному и эмоциональному отношению к организму. Поскольку люди стремятся удовлетворить свои мотивации, возникают соответствующие оценки организации или деятельности.

Эстетика в экологической психологии

В области экологической психологии эстетика может рассматриваться как целостное восприятие окружающей среды, которое включает в себя как когнитивную, так и эмоциональную психологическую оценку.

Примечательными эстетическими качествами экологической психологии, впервые отмеченными Арнхаймом (1996), являются порядок и сложность.

Порядок может быть определен как степень и вид законности, регулирующий отношения между частями образования. Сложность заключается в множественности взаимосвязей между частями сущности (Арнгейм 1966). Порядок может способствовать когнитивному процессу, в котором люди оценивают сущность.

"Сложность" относится к количеству разнообразных визуальных элементов, представленных в сцене, которые люди заинтересованы в поиске того, как много происходит на сцене.

Сложность связана с опытом взаимодействия с окружающей средой. Хороший дизайн должен стремиться сбалансировать свои степени с учетом контекста дизайна.

Хрупкий баланс между сложностью и порядком предполагает, что люди преследовали две основные цели в определенных условиях, а именно: "придание смысла" и "вовлечение".

"Имея смысл" означает необходимость осмысления в непосредственной близости. Например, люди предпочитают определенный ландшафт в зависимости от того, насколько они могут сразу понять, что происходит (Каплан 1979).

Придание смысла включает в себя когнитивный процесс, в ходе которого людям присущи неотъемлемые потребности в эффективном и действенном понимании окружающей среды. Вовлечение включает в себя стремление окружающей среды стимулировать мышление и исследования.

Ведь чем более вовлечена окружающая среда, тем привлекательнее она выглядит, и тем больше предпочтение отдается ей.

В последнем исследовании Каплан и его коллеги (1998) назвали две информационные потребности: "понимание" и "разведка". Различные организации элементов и содержания в окружающей среде создают различные уровни порядка и сложности (Каплан и др. 1998).

Подводя итог, в исследовании эстетики окружающей среды, мы подводим итоги теорий и исследований визуального качества, предлагая два важных аспекта в оценочных оценках мест (Nasar & Hong 1999).

Во-первых, необходимо понимать, иметь смысл, которые приходят в когнитивный аспект, в то время как другой заключается в необходимости исследовать, быть стимулируемым, которые приходят в эмоциональный аспект.