После колониального господства большинство независимых африканских правительств приступили к процессу принятия на себя полного суверенитета и контроля над своими природными ресурсами и экономикой в более широком смысле.
Кроме того, во всех четырех странах, охваченных данным исследованием, в этот общий период времени произошла национализация горнодобывающей деятельности.
Эти процессы не обошли Гану, и период 1957-1986 годов характеризовался активным участием государства в горнодобывающей промышленности и других секторах экономики. После принятия ряда законов в начале 1960-х годов почти все горнодобывающие компании были полностью национализированы, и в 1961 году была создана Государственная золотодобывающая корпорация (ГЗМК) для захвата существующих рудников.
Различные пост-независимые правящие коалиции оправдывали этот "проект национализации" созданием массовой занятости и обеспечением максимального доступа к иностранной валюте, получаемой от продажи полезных ископаемых.
Вместе с тем одна из проблем, с которой пришлось столкнуться, заключалась в том, как бороться с сохраняющимся контролем над вождями богатых полезными ископаемыми земель.
Факторы, способствовавшие эрозии власти вождей в колониальный период, - сельские районы В конце колониального господства эти районы оставались в основном под их властью. Тем не менее, в общем и целом рамки централизации процесса принятия решений и обретения полного суверенитета над ценными природными ресурсами.
Первое пост-независимое правительство при Нкрумахе приняло на себя колониальное законодательство о горнодобывающей деятельности, в соответствии с которым все богатые полезными ископаемыми земли перешли в руки колониальных властей губернатор.
В 1962 году правительство Нкрумы, возглавляемое КНП, приняло Закон о полезных ископаемых, в соответствии с которым право собственности на полезные ископаемые перешло к "...президенту от имени Республики и в доверительное управление народу Ганы".
Это положение фигурирует в различных конституциях Ганы с 1969 года, а также повторяется в таких законодательных актах, как Закон о полезных ископаемых и горнодобывающей промышленности 1986 года и последующие поправки в 1993 и 2006 годах.
Закон о полезных ископаемых и Закон об управлении землями, оба из которых были приняты в 1962 году, также предоставили исполнительной власти существенные полномочия по принятию решений об использовании всех земель, включая земли, находящиеся в собственности общины под председательством вождя, известной как "табуретные земли", и управлении ими.
Эти законы также предусматривают, что выплаты в отношении табуретных земель должны производиться не непосредственно представителям общины-собственника, а министру сектора, который будет выделять часть средств на "содержание традиционной власти, проекты в интересах населения района и местных органов власти района".
Этот механизм остался практически неизменным и по сей день, с весьма незначительными изменениями.
Эта эра государственной горнодобывающей промышленности характеризовалась значительным ухудшением экономической ситуации в Гане, поскольку протекционистская политика различных правительств подавляла инвестиции в экспортный сектор страны в целом.
Отсутствие государственных и частных инвестиций привело к тому, что закрытые шахты остались неконкурентоспособными. В результате, ЮГК работала в убыточном режиме и была вынуждена закрыть большую часть своих операций. К 1982 году добыча золота снизилась до 232 000 унций, что составляет примерно одну четверть от объема добычи 1960 года (900 000 унций).