Тибет уникален во всем. В воспитании детей жители этой страны, как и в остальных сферах жизни, проявляют мудрость и дальнозоркость.
По традиции, дети воспитываются в четыре этапа, в каждом из которых у ребёнка есть свои задачи, а у родителей свой подход. Они не просто озабочены удовлетворением физических нужд своих детей, но имеют цель вырастить гармонично развитого, самостоятельного человека. Воспитанные таким образом дети, становятся достойной частью тибетского общества, радуют и уважают своих родителей.
1). Королевские особы.
В возрасте до пяти лет ребёнку разрешается всё, его не наказывают и обращаются, как с королём. Никаких «стоп - раз, стоп - два», родители проявляют огромное терпение к шалостям детей. Дитя делает первые шаги в этом мире, ему всё интересно. Едва освоив первые слова, ребёнок засыпает родителей вопросами, он познаёт мир. Он ещё не знает что можно, а чего нельзя делать. Мир так прекрасен, детские впечатления о нем имеет яркую эмоциональную окраску. И родители Тибета, оберегая внутренний мир своих малышей, не показывают вида, что испугались, даже когда дети, не имея жизненного опыта, делают какие-то вещи неуклюже, ошибаются, либо находятся в опасной ситуации.
*Чрезмерное беспокойство и запреты могут сделать из Вашего ребёнка безвольное существо, чтобы не сказать – робота, неспособного самостоятельно мыслить, принимать собственные решения.
2). Полезное рабство.
В период с 5 до 10 лет отношение к ребёнку меняется на противоположное – ребёнок получает статус «Раб». Это не означает, что теперь позволительно грубое, жестокое обращение с ним.
Нельзя сгубить первые ростки возрастающей личности – начинает развиваться интеллект, логика. Пришло время самостоятельного мышления – нужно научиться решать, как поступить в той, или иной ситуации. Родители объясняют ребёнку, какие последствия может иметь его поступок, а также учат ответственности. Очень важно на данном этапе ориентировать ребёнка на положительные поступки и подчеркивать свое отрицательное отношение к плохим делам. В это время ребенок впитывает информацию, как губка – можно смело давать ему большие объёмы знаний – он с легкостью усвоит их.
* Больше не нужно обращаться с ребенком, как с принцем голубых кровей, поскольку тогда он не повзрослеет, не научится ответственности за свои поступки, не сможет научиться какой-либо работе.
3). Важные решения.
Третий этап развития – с 10 до 15 лет.
Ребенок преодолел барьер десятилетия, и родители вновь меняют стиль взаимоотношений с ним. Он больше не «раб», теперь с ним обращаются как с ровней. Опыта у него нет, но он молод и полон идей, он представитель нового поколения знаний и навыков.
Родители дают ребёнку чувство, что он достаточно самостоятельный человек, чтобы обдумывать и принимать важные решения. Теперь родители советуются с ним, интересуются его мнением, а не продолжают думать за него.
* Тибетцы демонстрируют замечательную тонкость в понимании того, как нужно воспитывать подростка: отсутствие запретов, навязывания своей родительской воли и лишь необходимый минимум опеки, основная же цель на данном этапе – подготовить ребенка к плавному переходу во взрослую жизнь.
4). Замечательные плоды.
По исполнении ребёнку пятнадцати лет родители перестают его учить, так как к этому моменту его личность сформировалась. Они довольны своей работой – их ребёнок впитал в себя всю их мудрость, научился самостоятельности, целеустремленности, уважению к своим родителям и к себе, как к личности. Его дела и поступки радуют окружающих
*Правильно заложенный фундамент придаёт устойчивость дому.