Мысль о конечности земного бытия, как собственного, так и всеобщего, порой приходит в голову каждому. Конец света – что это? Как? Каким образом? Самый впечатляющий ответ на эти вопросы известен всему миру как «Апокалипсис», что по-гречески означает «Откровение». Он был дан от лица апостола (или, во всяком случае, христианина) по имени Иоанн, находившегося в ссылке на острове Патмос. После сообщения о Гласе Божьем, повелевшем ему написать послание семи христианским общинам на континенте, автор развернул основное повествование о финальной судьбе Церкви и всех земных народов как данное ему в процессе Божественного визионерства. Иоанн описал масштабную, динамичную и захватывающую картину, вернее серию картин: Гнев Божий на грешников, грядущие кары, явление лютых монстров и самого Дьявола, Страшный суд над живыми и мертвыми и наконец, после Судного дня, Царство Божие.
Из всех книг Библии «Апокалипсис» – единственная, текст которой целиком был претворен в создания живописного искусства: в церковные фрески, иконы, а более всего – в книжные иллюстрации. Из описанных Иоанном грядущих событий, действий и образов нет ни одного, которое не нашло бы своего зримого воплощения. Самый короткий текст Библии, едва-едва занимающий пару десятков страниц в конце Нового Завета, вызвал к жизни огромное количество произведений кисти, пера и граверного резца. Начиная с III века, их содержание не только не теряет силы воздействия, но приобретает все большую глубину и значение. Убедиться в этом легко – достаточно взять в руки уникальный альбом, составленный известным историком искусства и арт-блогером Софьей Багдасаровой. Здесь полный текст «Апокалипсиса» воспроизведен постранично, в разбивке на миниатюрные фрагменты, каждый из которых прокомментирован, а главное – проиллюстрирован уникальными произведениями искусства.
К вопросу веры или неверия в истинность видений Иоанна, как и самого его существования в качестве апостола или простого человека, автор альбома не обращается, оставляя многовековую религиозную и историческую полемику узким специалистам. Зато преподносит читателю качественный экскурс о бытовании «Апокалипсиса» в вероучении христианских конфессий. Если католики почти сразу признали его частью Священного Писания, то восточные христиане долго медлили из-за сомнений в апостольском авторстве. В дальнейшем востребованность текста также зависела от обстоятельств и поворотов в жизни разных народов. Например, «отличие современного верующего от средневекового состоит в том, что христианин прежних веков был уверен в наступлении конца света не «когда-нибудь», а в самое ближайшее время – в будущем году или хотя бы десятилетии. И жил в напряженном ожидании Второго Пришествия Иисуса Христа, Страшного Суда и посмертного воздаяния за лично совершенные и общие грехи». Иллюстрировавшие тогда Библию художники-миниатюристы, а также создатели икон, витражей, храмовых скульптур и соборных фресок испытывали те же чувства, и их фантазия, мобилизованная горячими внутренними религиозными переживаниями, работала со сверхотдачей. Творчество мастеров того времени отличалось стремлением к буквальной точности в передаче словесных образов «Откровения», и их ухищренная виртуозность в изображении подробностей пророческого текста – небесных всадников, трубящих ангелов, многоглавых чудовищ и прочих беспощадных орудий гнева и истребления – потрясает воображение.
Таланты нового времени, постепенно терявшие вместе с обществом былую религиозность, взамен обретали интеллектуальную самостоятельность. Канонический подход становился скучен для них, они превращались в создателей собственных миров, где апокалиптические образы использовались как метафоры реальных ужасов, войн и революций. Но эти произведения остались за рамками данного издания с его конкретной историко-культурологической задачей: «если вы запомните, как иллюстрировал 12-ю главу «Откровения» английский монах времен Ричарда II, вы опознаете этот сюжет и во французском витраже эпохи Александра Дюма, и в румынской фреске, и на страницах уральской старообрядческой рукописи. А вот изучение картин ХХ века, созданных художниками-модернистами, подобного результата не даст». Автор книги-альбома отнюдь не против использования древнего текста для выражения современных художественных фантазий или душевных терзаний, просто придерживается своей темы. Ее альбом – это уникальный опыт погружения в «страшно красивый» и буквальный пересказ библейского текста средствами изобразительного искусства, заслуженно претендующий на долгую жизнь.
Багдасарова С.А. Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону. – Москва: Эксмо;Бомбора, 2019. – 288 с.; ил.
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.