Найти тему

Финансовый кризис 2007-09 годов. К чему привело...

Иностранные официальные инвесторы владеют большими объемами казначейских облигаций США. И здесь определенную роль могли сыграть последствия дисбаланса счета текущих операций.

Если сбережения страны превышают ее инвестиции в течение определенного года, это означает избыточную экономию, которая может быть предоставлена в кредит на международных рынках капитала. Аналогичным образом, если сбережения страны меньше суммы, необходимой для финансирования внутренних инвестиций, то она может восполнить этот пробел за счет заимствований из-за рубежа. В Соединенных Штатах национальные сбережения в настоящее время довольно низки и значительно отстают от американских капиталовложений. Необходимость восполнять этот дефицит за счет внешних чистых заимствований. Отмечался значительный и постоянный приток капитала от иностранцев, ищущих американские активы в качестве хранилища стоимости. Не совсем понятно, почему иностранцы хотят именно безрисковые активы, а не, скажем, покупать землю и недвижимость в США.

cdn.pixabay.com/photo/2018/03/30/15/46/city-3275677_960_720.jpg
cdn.pixabay.com/photo/2018/03/30/15/46/city-3275677_960_720.jpg

Поскольку большое количество казначейских облигаций Соединенных Штатов хранится за рубежом, институциональные денежные пулы были вынуждены искать себе замену. Заменители были в двух формах.

Во-первых, краткосрочные банковские долговые обязательства, такие как соглашения РЕПО и обеспеченные активами коммерческие бумаги, обеспечивали залог, заменяющий собой государственные гарантии.

Во-вторых, имели место косвенные владения необеспеченными инструментами частного денежного рынка через ПИФы денежного рынка, портфель активов которых был краткосрочным и глобально диверсифицированным.

Сочетание предложения ценных бумаг, обеспеченных активами, со спросом на частные альтернативы застрахованным депозитам привело к созданию теневой банковской системы, которая представляет собой универсальную банковскую систему, предоставляющую продукты с удобной доходностью, краткосрочную задолженность посредников, часто основанную на залоге частного производства.

Исторически сложилось так, что для частного производства высококачественных ценных бумаг, обеспеченных активами, ипотека была предпочтительным обеспечением. Рост производства обеспеченных активами ценных бумаг представляет собой кредитный бум. В условиях кредитного бума домохозяйства и фирмы занимаются заимствованием денег. Что они делают с этими деньгами? Одна из возможностей состоит в том, что они покупают дома. Как представляется, кредитный бум часто совпадает с ростом цен на жилье. Причина не ясна. Неужели финансовые посредники снижают стандарты кредитования и повышают цены на топливо для дома? Или же цены на жилье растут (по какой-то другой причине), и посредники готовы кредитовать под коллатеральную гарантию, которая в таком случае более ценна? Это одна из областей для будущих исследований.

Цены на жилье росли во время кредитного бума. Экономисты задокументировали рост цен на жилье в 2003 году. Их основной вопрос связан с природой роста цен на жилье: Это пузырь? Как они отмечают, "...сам факт быстрого роста цен сам по себе не является убедительным доказательством наличия пузыря". Они считают пузырь ситуацией, в которой чрезмерные ожидания общественности относительно будущего роста цен приводят к временному повышению цен.

cdn.pixabay.com/photo/2015/03/26/09/48/chicago-690364_960_720.jpg
cdn.pixabay.com/photo/2015/03/26/09/48/chicago-690364_960_720.jpg

Рост цен на жилье в преддверии кризисов является обычным явлением, также поразительное сходство наблюдалось в отношении реальных темпов роста индексов цен на акции, соотношения баланса текущего счета к ВВП, роста реального ВВП на душу населения, роста государственного долга и кризисов. Трудно избежать вывода, что финансовый кризис 2007-09 годов не был особенным, но следует за типичным нарастанием хрупкости.

ПОДВОДЯ ИТОГИ...

Финансовый кризис 2007-09 годов был, пожалуй, самым важным экономическим событием со времен Великой депрессии. Все профессиональные экономисты нуждаются в практическом знании ключевых деталей этого кризиса.

Одно из сильных сходств с историей заключается в ускорении использования общесистемного рычага воздействия непосредственно перед кризисом, который стал самым сильным фактором, способствовавшим предотвращению кризисов за последние два столетия. Кроме того, недавнему кризису предшествовал быстрый рост цен на жилье, который также был характерен для всех крупных кризисов после Второй мировой войны. На этом макроуровне модель (но не масштаб) нашего кризиса очень обыденна.

Кризис усугубился паникой в банковской системе, где различные виды краткосрочного долга внезапно оказались подвержены массовым изъятиям. Это, в свою очередь, было типичной частью его исторического кризиса. Новинка здесь заключалась в размещении тиражей, которые происходили в основном во вновь развивающихся "теневых банковских" системах, включая ПИФы денежного рынка, коммерческие бумаги, секьюритизированные облигации и соглашения РЕПО. Этот новый источник системной уязвимости стал неожиданностью для политиков и экономистов, и некоторые знания о нем необходимы для понимания распространения инфекции в реальном секторе экономики.