ПАК ДА / "изделие 80" создается по программе "Перспективный Авиационный комплекс Дальней Авиации" (ПАК ДА) для замены на вооружении Дальней Авиации ВВС России самолетов Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Предварительные проработки облика проекта в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС были начаты в 1999 г., а в декабре 2007 г. работа по формированию требований ВВС к самолету завершена. Контракт на проведение исследований по программе ПАК ДА заключен Министерством обороны России с ОАО "Туполев" в 2009 г. В 2011 г. ВНИИРА к аванпроекту ПАК ДА разработан аванпроект интеграционного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования. Эскизный проект ПАК ДА завершен в 2013 г. и в декабре 2013 г. подписан контракт на создание самолета.
В 2019 г. завершена разработка проекта ПАК ДА. Первый полет нового самолета планируется до 2025 г. Начало серийного производства и принятие самолета на вооружение пока планируется на 2028 г.
ПАК ДА в ВВС России
После принятия на вооружение новый стратегический бомбардировщик заменит в частях Дальней Авиации ВВС России самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Модернизированные варианты самолетов Ту-160 и Ту-22М3, вероятно, прослужит какое-то время вместе с ПАК ДА.
Конструкция самолета
По имеющейся сейчас открытой информации самолет является дозвуковым и выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло". Самолет будет выполнен с учетом требований по максимальному снижению радиолокационной и инфракрасной заметности. В конструкции самолета широкое применение получат современные композиционные материалы. При разработке самолета используется цифровое проектирование и, вероятно, наиболее современные технологические решения значительно снижающие стоимость производства самолета. Считается, что стоимость производства ПАК ДА должна быть значительно ниже, чем стоимость производства Ту-160 (в части работ по конструкции самолета).
Двигательная установка
Предположительно на самолете будут использованы двигатели разработки ОАО "Кузнецов" с тягой до 30000 кг. Двигатели будут созданы с использованием наработок по двигателям НК-32 и НК-56. Контракт на разработку двигателей подписан 14.07.2015 г.
ТТХ самолета
ТТХ самолета носят предположительный и оценочный характер
Экипаж - предположительно 4 чел.(два пилота,штурман и оператор систем вооружения)
Масса взлетная - более 125 000 кг
Масса полезной нагрузки - не менее 30 000 кг
Скорость максимальная - около 1 М
Потолок практический - не менее 12 000 м
Дальность полета (без дозаправки) - более 10 000 км
Боевой радиус системы вооружения без дозаправки - не менее 9000 км
(с учетом дальности крылатых ракет)
Оборудование
Аванпроект интеграционнного комплекса БРЭО к аванпроекту ПАК ДА подготовлен ВНИИРА в 2011 г.
◊ Бортовой комплекс оборудования включает в себя автономную навигационную систему, автоматическую систему огибания рельефа местности, систему спутниковой навигации ГЛОНАСС и многоканальный цифровой комплекс связи.
◊ Прицельно-навигационный комплекс включает в себя РЛС бомбометания и навигации и оптико-электронный бомбардировочный прицел, а так же систему управления ракетным оружием.
◊ Бортовой комплекс обороны обнаруживает и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели и обеспечивает применение активных средств РЭБ, пассивных ИК-ловушек.
◊ Система дозаправки в воздухе со штангой дозаправки. Катапультные кресла режима "0-0" (нулевая скорость, нулевая высота).