Во времена, когда в Персии правила династия Сасанидов, было совершено немало успешных военных походов. Но основную роль играла сухопутная армия. Надежды вернуть завоевания Ахеменидской эпохи и закрепиться на восточном побережье Средиземного моря не сбылись. Флот Сасанидов так и не смог достигнуть уровня морских сил их главного западного недруга - Римской империи и ее наследницы Византии.
Впрочем, попытки были и порой весьма серьезные. Еще о первом из династии Сасанидов – царе Ардашире Папакане – хронисты сообщают, что он успешно завоевал прибрежные земли на юге. Потом эта история отобразится в «Шахнаме» как битва Ардашира с великим Червем. Версий, откуда взялся Червь, существует несколько – его прообразом мог быть и местный правитель, отказавшийся стать вассалом Ардашира, и какой-нибудь вождь пиратов. Но как бы то ни было Червь был повержен, Ардаширу достался выход к морю и огромные богатства.
При царе Хосрове I, согласно легендам, персы захватили не много, не мало, а далекий остров Цейлон!..
Но вот в Черном море, которое было ближе и, возможно, стратегически важнее, Хосрову так не повезло. Хотя к нему даже явились послы народа лазов и предложили помощь. Они заявили, что Лазика охотно перейдет под власть персидского царя, а это откроет ему прямой путь к тому, чтобы обеспечить себе «дворец в Византии». Но случайный (случайный ли?) пожар уничтожил выдержанное дерево, предназначенное для постройки черноморского флота. А потом имперские силы захватили Лазику, преградив персам выход к Черному морю.