Найти тему
Монетка

Деколонизация и появление конкурентного клиентелизма в постколониальной Гане, 1874-1965 гг.

До официального провозглашения Золотого побережья Британской колонией в 1874 году, доколониальные ганские общества были организованы в основном в централизованные и иерархические королевства, самым могущественным из которых было королевство Асанте.

https://pixabay.com/ru/photos/гана-элмина-замок-3787972/
https://pixabay.com/ru/photos/гана-элмина-замок-3787972/

В 1844 году англичане подписали политическое соглашение с несколькими вождями фанти.

Это соглашение, получившее название "Облигация 1844 года", распространило британскую защиту на подписавшие его государства и предоставило Великобритании определенную степень власти над прибрежной частью Ганы. Отсюда британцы распространили свою юрисдикцию на остальную часть южной части современной Ганы.

Британская экспансия спровоцировала войну с королевством Асанте в середине страны, в результате которой в 1901 году Асанте потерпело поражение в нескольких боях. Впоследствии британское правление распространилось на королевство Асанте и его внутренние районы на севере, ставшие Северными территориями.

Таким образом, Золотое побережье представляло собой слияние колонии (прибрежной части), где общества имели долгую историю взаимодействия с:

  • европейскими торговцами;
  • территории Ашанти в среднем поясе;
  • Тоголанда, который был частью Германской империи, но после Первой мировой войны вошел в состав Великобритании;
  • Северной территории (т.е. современных северных, верхне-восточных и верхнезападных регионов).

Эти территории пережили различные социальные и экономические изменения в результате их различного взаимодействия с колониальным правительством.

Поскольку добыча полезных ископаемых и сельскохозяйственное производство было сосредоточено на территории Ашанти и колонии на Золотом побережье, эти регионы получили основную часть колониальных капиталовложений.

Напротив, СТ были интегрированы в колониальную капиталистическую экономику в качестве резерва рабочей силы.

Эти дифференцированные условия регистрации привели к фрагментации элитного фронта в процессе деколонизации. Кроме того, концентрация образовательных и экономических возможностей в колонии и Ашанти в колониальный период привела к появлению многочисленных различных, но пересекающихся социальных групп с различными экономическими интересами, которые часто вступали в противоречие друг с другом.

Конфликты интересов привели к высокой степени политической мобилизации и распылению власти в обществе, что привело к расколу националистического движения в сторону деколонизации.

В результате борьба за деколонизацию в Гане была не столько конфликтом между африканцами и британскими колониальными властями, сколько конфликтом между социальными группами на колониальных территориях.

Когда процесс деколонизации начался с выборов 1950 года в крупных городах с целью формирования у африканских членов правительства разделения власти с британцами, он проходил в условиях крайней рассредоточенности власти между группами элит, а также значительной политической мобилизации и организации среди различных слоев общества.

Появилось несколько политических партий, и их альянсы и состав с течением времени изменились, поскольку до обретения независимости были проведены выборы.

Образованные элиты во главе с Дж. Б. Данкуа создали в 1947 г. партию Объединенной золотой конвенции (UGCC), которая по сути была лоббистом африканского бизнеса, стремящимся захватить торговлю европейских торговцев-импортеров. Кваме Нкрума, который был Генеральным секретарем ОГКК, разделился на Народную партию Конвенции (КНП) в 1949 году под давлением группы образованных "простолюдин", чтобы стать ее лидером.

КНП под руководством Нкрумы победила на общенациональных выборах, организованных колониальной администрацией в 1951 и 1954 годах, и Нкрума стала лидером государственного бизнеса в рамках соглашения о разделении власти между КНП и колониальной администрацией.

В этот момент оппозиция ЦНП исходила в основном от ОГКК и Совета вождей штатов, которые либо сами выставляли свои кандидатуры, либо использовали свой аппарат подглавных вождей для поддержки других местных элит.

Большинство представителей вождей не проявили симпатии к правительству КНП.

После вступления в правительство по принципу разделения власти политики Нкрума и ХПП стремились к тому, чтобы подрывать их политическую оппозицию, сокращая политическую власть и экономическую базу в стране Шефы.

Вскоре после выборов 1954 года на территории Ашанти была сформирована новая политическая коалиция - Национально-освободительное движение (НОС).

НОС, в состав которого в основном входят вожди племен ашанти, фермеры какао, ассоциации простолюдинцев и элиты ОГКК, отклонил призыв КНП о принятии унитарной конституции в пользу федеральной.

Их цель состояла в том, чтобы "Ашантис мог использовать богатства своего региона на благо себя, а не субсидировать развитие в менее богатых районах страны". Хотя предполагалось, что выборы 1954 года определят, кому британцы передадут политическую власть при обретении независимости, агитация НОС побудила колониальную администрацию настаивать на проведении в 1956 году общенациональных выборов для определения пожеланий народа в отношении характера конституции независимости.

Хотя КНП вновь одержала общую победу на этих выборах и сформировала первое полностью независимое правительство. Различные этнические и региональные партии продемонстрировали свою силу в своих соответствующих этнорегиональных опорных пунктах, причем базирующееся в основном в Асантах НОС выиграло "почти две трети голосов в "настоящем Ашанти".

Успешно пережив политическую борьбу 1954-56 годов, а теперь находясь у руля полностью независимого государства, правящие элиты ЦНП приняли ряд мер по снижению своей растущей уязвимости при власти.

Одной из таких мер было включение оппозиционных политиков в правящую коалицию, чему способствовало распределение государственных ресурсов по принципу патронажа.

Второй мерой стало подавление оппозиционных элементов путем принятия различных законов.

Кроме того, к 1960 году Нкрума протолкнул новую республиканскую конституцию, в которой исключительные полномочия были сосредоточены в руках президента, а в 1964 году Гана де-юре стала однопартийным государством в рамках КНП Нкрумаха.