Найти тему

В чем тайна «Соленоида»?

Оглавление
Купил я уцененную книжку: В. Цыбизов, «Тайна «Соленоида», 1959 год. Интересно заново перечитать то, что казалось страшно увлекательным в детском возрасте. Теперь наивная научная фантастика полувековой давности – библиографическая редкость. Проследим же за ходом незатейливого сюжета. А после поразмыслим.

Сюжет

С главным героем повествования, Юрием, знакомимся на полярной станции. Здесь он, аспирант Антарктического института, проводит исследования. А руководит экспедицией приятель Юрия, Захар – тоже аспирант (!).

Плавучий остров натыкается на подводную гору, содержащую залежи особого минерала, испускающего особые лучи (тут же и название готово: лучи «сигма»). Юрий наскребает сколько-то этого минерала.

В своем институте Юрий исследует новые лучи. Выяснилось, что они могут влиять на лучи света. Вместе с Захаром и одним чудаком-профессором придумали с помощью лучей «сигма» превращать солнечные лучи в жидкость (!), которая почему-то будет исцелять раковых больных.

Чтобы помочь сотням тысяч (на меньшее не согласны) больных раком, чудесного минерала не хватит, надо отправляться назад в антарктические моря. Кому отправляться? Конечно, нашим героям. На чем плыть? Нужна особая подводная лодка. Сам же Юрий ее и спроектирует - а что такого?

Не будет ошибкой предположить, что лодка должна действовать на тех же лучах «сигма».

В мирном южном городе, где строится подводный корабль «Соленоид», распоясался враг. Но вражеская сеть обезврежена усилиями недремлющих органов госбезопасности. Нанятая заокеанскими агентами смазливая барышня Галина, под влиянием любви к Юрию и его благородства, отважно решает порвать с врагом. И в финальной схватке трагически гибнет.

Юрий на капитанском мостике. Лодка успешно испытана. И наш универсал-аспирант вот-вот закончит, наконец, свое обучение в аспирантуре...

Анализ

Повесть прочитана, тайна «Соленоида» раскрыта… Хотя, погодите: почему тайна, какая? В книге никаких тайн нет и не бывало. Тогда откуда название?

Ключ к сей «тайне» перед носом.

Разгадка, разумеется, в известном в те годы романе Григория Адамова «Тайна двух океанов». В котором собственно тайной выходит как раз подводная лодка.

Интерес к бренду подогрет в 1957 году одноименным фильмом. У картины мало общего с довольно-таки скучным романом; кино мы, дети, смотрели с упоением по многу раз. Великолепная музыка А. Мачавариани создавала такую интригующую атмосферу, что только конченый зануда способен был задаться вопросом: а в чем же, извините, тайна-то?

В 50-х годах о маркетинговых приемах не должно было идти и речи. Тем не менее, славный блокбастер студии «Грузия-фильм» примечателен уникальным для советского кино примером product placement, откровенно продвигая марки грузинской продукции – вина «Напареули» и минеральной воды «Боржоми».

Вот и наш Цыбизов тоже явил деловую хватку: пристроиться в фарватер успешного бренда – стандартный рыночный ход. В самом деле, почему бы не продать читателю тайну еще одной подлодки?

Трюк, конечно, наивный: книга Адамова, довольно слабая, все-таки занимательнее дебильного «Соленоида». А уж о фильме и говорить нечего!