ВАЗ-2101 «Жигули» — советский заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе.
На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.
За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий». В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём».
Технические характеристики
19 апреля 1970 года с конвейера завода сошла первая малолитражка. За основу модели был взят Fiat 124 1966 модельного года. По сути первые «копейки» были практически итальянскими машинами, т.к. технические характеристики ваз 2101 и fait 124 мало чем отличались друг от друга: двигатель объемом 1,2 литра и начального уровня отделка салона. Разницы между автомобилями не было практически никакой.
В дальнейшем отечественные автоконструкторы существенно доработали конструкцию автомобиля под условия эксплуатации в нашей стране. Дорожный просвет был увеличен, т.к. качество дорожного покрытия не всегда позволяло перемещаться с удобством и комфортом. Были значительно усилены кузов и подвеска, тем самым улучшив технические характеристики ВАЗ 2101. Задние дисковые тормоза от fiat были заменены на барабанные. Это объяснялось их долговечностью и стойкостью к пыли и грязи, которой хватало всегда.
Изменениям подверглось практически все, в том числе и конструкция двигателя. Было увеличено расстояние между цилиндрами (это давало возможность растачивать диаметр цилиндров), распредвал перенесен в головку цилиндров. Помимо двигателя изменениям подверглись сцепление, коробка передач, задняя подвеска. В результате вес автомобиля увеличился на 90 кг. Всего насчитывалось более 800 изменений и отличий в конструкции ваз 2101.
Спортивные достижения
Спортивный успех «Жигулей» уже был заложен в самом двигателе с распределительным валом в головке блока цилиндров. Оказалось, что мотор отлично поддается форсировке — советские гонщики получили отличную возможность для строительства спортивных машин[3].
Дебют ВАЗ-2101 на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. Затем — чемпионат СССР по кольцевым гонкам, где тольяттинские машины даже были выведены в отдельный класс «Жигули». А уже осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы-71». Маршрут этого ралли проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы (включая и территорию СССР), а общая протяженность дистанции достигала 14 тысяч километров. По итогам тура команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала «Серебряный кубок» в командном зачете, а экипажи Гирдаускас-Мадревиц и Лукьянов-Карамышев к тому же удостоились и наград в личном зачете. Закономерность этого факта была блестяще подтверждена впоследствии и на «Туре Европы-73», где командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу.
ВАЗ-2101 в качестве гоночного болида была популярна не только в СССР. Англичане, например, в 80-е годы организовывали специальное раллийное первенство Lada Challenge[4]. Впоследствии модель долгие годы не сходила с трасс как внутрисоюзных, так и международных соревнований, а в любительских ралли ВАЗ-2101 порой встречаются и сегодня.
Автомобиль ВАЗ-2101 «Жигули» 1971 года выпуска, подготовленный командой СитиМоторспорт, участвовал в гонке исторических автомобилей, проходившей на престижной трассе Нюрбургринг 1 октября 2004 года. Соперниками ВАЗ-2101 стали гоночные легенды прошлых лет: Jaguar E-type, Lotus Elan, BMW 2002TI, Alfa Romeo Sprint GT, Ford Mustang и Porsche моделей Porsche 356 и Porsche 911. Всего полсотни коллекционных машин.
ВАЗ-2101 стартовал в начале третьей десятки в соответствии с результатом квалификации, которая проходила во время дождя. Первые круги давались нелегко — на сухой трассе соперники на более мощных машинах один за другим обходили «Жигули». Команде Сити Мотор спорт казалось, что гонка уже проиграна, главное, дойти до финиша. Но вдруг пошёл дождь, и мощность перестала играть решающую роль. Экипаж принялся отвоёвывать позицию за позицией. Сначала обошли лидера зачёта автомобилей выпуска с 1966-го по 1971-й год (немецкий чемпионат исторических гонок проходит в несколько этапов) — синей Alfa Romeo, выступавшей в классе до 1600 см³. Этот автомобиль уже в те годы сходил с заводского конвейера с двухвальным мотором и сдвоенными карбюраторами Weber. Потом ВАЗ-2101 стал обгонять «ягуары» и «порше». Финишировал экипаж ВАЗ-2101 на тридцатой позиции и на первом месте в классе.
В 2010 году ВАЗ-2101 опять вышел на трек. На этот раз команда Михаила Горбачева приняла участие в соревновании FHR Historischer Langstrecken Cup, проводимом на полной версии трассы Нюрбургринг. Дело в том, что на Северной петле с 1953-го по 1983-й годы проводились престижные международные гонки на 1000 км. В них участвовали автомобили известных мировых производителей. Советских машин среди них никогда не было. Сегодня такое возможно, так как немцы возродили легендарные гонки для исторических автомобилей.
Плюсы и Минусы
К преимуществам данной модели следует отнести:
1.Невысокая стоимость запчастей. Вторичный рынок переполнен всевозможными узлами и запчастями благодаря массовости модели.
2. Взаимозаменяемость некоторых узлов с остальными представителями семейства классических Ваз
3.Классический дизайн кузова.
К недостаткам же прежде всего относится большой возраст модели, ее техническое отставание от более современных автомобилей. Однако недостатки данной модели с легкостью перекрываются ее достоинствами, благодаря же своей базе и доступности ВАЗ2101 до сих пор часто выступает основой для масштабных тюнинговых проектов.
А вот одно мнение их многих о ВАЗ 2101:
Владимир.
С 2012 г. езжу на ВАЗе-2101 (1974 г.в.). Покупал у знакомого, а он, в свою очередь, был 2-м хозяином. На тот момент автомобиль обошелся мне в 28.000 руб. (это с учетом новой зимней резины и полного багажника з/ч).
Что нравится:
- “Копейка” по проходимости лучше, чем любая иномарка (даже если та полноприводная), т.к. на 1-й передаче она не шлифует, а ползет, причем очень уверенно.
- Мотор заводится буквально с полпинка, даже в сильные холода, независимо от того, ночует машина в гараже или под открытым небом.
- Просвет реально высокий – для меня, как для человека, живущего в сельской местности, это важно.
- Кузов крепкий, как у танка – он до сих пор не гниет, притом, что машине уже больше 40 лет, да и на выбоинах не разваливается.
- Печка “жарит” так, что даже в мороз -30 можно ездить, раздевшись, а порой так и вовсе приходится ее выключать.
- Качество бензина может быть очень низким – все равно доедешь туда, куда надо, при этом не будет гореть ни одна лампочка.
- ТО стоит очень дешево (дешевле, чем у любого другого автомобиля), да и з/ч достать нетрудно – на разборе их вообще могут отдать даром.
Что не нравится:
- “Копейка” очень тихоходная. Крейсерская скорость на трассе – 90-100 км/ч. При желании, конечно, можно ехать быстрее, но в таком случае сильно вырастет расход, да и шум будет просто невыносимым.
- Сиденья, как и салон в целом, не предназначены для длительных поездок – если есть возможность поехать на другом автомобиле, то лучше так и поступить.
- Зеркала маленькие и не совсем удобные – если бы не большое салонное зеркало, обзор назад был бы вообще никакой.
Самые распространенные неполадки и неисправновсти данного автомобиля вы сможете посмотреть здесь.
Жду ваши мнения об этом автомобиле ;)