Найти тему
Siberian world

Диксон - это где? История самого северного населенного пункта России

Здесь нет трамваев и торгоразвлекательных центров, фитнес клубов и ресторанов, зато все жители знакомы друг с другом, могут любоваться северным сиянием из окон домов и знают, как себя вести, если во дворе гуляет белый медведь, «здесь» – это в самом северном населенном пункте России, поселке – Диксон.

фото: Антон Петров
фото: Антон Петров

Его часто называют «краем света», ведь он находится на севере Красноярского края, на берегу Енисейского залива Карского моря — окраине Северного Ледовитого океана.
До ближайших крупных городов, Дудинки и Норильска, отсюда больше пятисот километров необжитой тундры.

Диксон – закрытый поселок, добраться сюда можно только на вертолете или самолете, которые летают из Норильского аэропорта «Алыкель» (получив спец пропуск).
Интересно, что Диксон состоит из двух частей, островной и материковой (на западном краю полуострова Таймыр). Эти части разделяет пролив почти в 2 км, где зимой транспорт ездит по ледовой переправе, а летом курсируют катера.

Диксон - арктический порт, с которым связана история освоения Северного морского пути, а первая дата, связанная с этой территорией - 15 августа 1875 г. В тот день шведский географ и мореплаватель Нильс Норденшельд на зверобойной шхуне «Превен» вошел в «удобную гавань небольшого острова в Енисейском заливе».
«Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем», — записал в своем дневнике Норденшельд, назвал безымянную гавань «Диксоном» (в честь Оскара Диксона, мецената его полярных экспедиций) и нанес ее на свои морские карты.

История островного поселка началась 7 сентября 1915 г., когда экспедиция Н. Вилькицкого, зимовавшего у берегов Таймыра, поставила на острове первый дом и радиостанцию для связи с Большой землей.

Первая зимовка полярников на Диксоне состоялась в следующем году. Тогда начала работать метеостанция, передававшая в Петроград сводки погоды. Царское правительство нашло на это средства, понимая, что Арктика влияет на климат если не всей планеты, то Северного полушария точно.
В 1919 г. на Диксон пришли ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Александр Невский». Они оставили двухлетний запас угля и продовольствия для «красной полярной станции».

С 1929 г. для обеспечения нужд гидрографии и карских экспедиций на Диксоне стал постоянно базироваться авиаотряд. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в поселок, который стал впоследствии райцентром.
С созданием в 1932 г. Главного управления Севморпути началось строительство поселка, полярных метеостанций на островах и побережье Таймыра.

www.photo-planeta.com
www.photo-planeta.com

Сначала сооружали производственные, жилые и вспомогательные станции на острове, затем на материковом берегу.
Одноэтажные дома образовали улицы, которые называли в честь исследователей Севера: Н.А. Бегичева, И.Д. Папанина, летчиков В.П. Чкалова и М.В. Водопьянова, капитана В.И. Воронина, охотника Таяна. Эти названия закреплялись начальником полярной станции и постановлением политотдела.

История поселка на материке, получившего название Новый Диксон, началась в 1934 г. Его возникновение обусловлено строительством порта. Позднее здесь появилась гидрографическая база и штаб морских операций западного сектора Арктики – координатор всего местного судоходства.
Еще через 5 лет В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база для пароходов, идущих по трассе Северного морского пути. Уголь доставляли на баржах с реки Пясины (пясинские угольные шахты – первые промышленные предприятия Таймыра).
Именно в это время Диксон стали называть «воротами Арктики». В 1941 г. для обеспечения возросшего объема грузооборота построили новый причал морского порта.

-5

С началом войны значение Диксона резко возросло. Все конвои, следующие через Карское море, формировались здесь. Уже после Великой Отечественной войны Диксон облюбовали военные, разместив здесь подразделение ПВО и пограничные отряды.

В 1956 г. Диксон был отнесен к рабочим поселкам, а в 1957 г. островной и береговой поселки объединены в один.
С 1957 г. началось строительство двухэтажных зданий, а с 1976 г. – пятиэтажных.

К 1990 г. Диксон превратился в базовый поселок со сложившейся инфраструктурой, способной обеспечить нужды любой экспедиции, но как мы знаем 90-ые практически всем населенным пунктам давались не просто.
В 20 веке Север был для СССР местом торговли и разработки месторождений, ссылки и научных исследований, сюда из разных концов Союза приезжали «осваивать Север» метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты.

фото:  Антон Петров
фото: Антон Петров

Сегодня этот арктический поселок, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает крайне тяжелые времена.
В 1980-е, «золотые годы» Диксона, здесь проживало около 5 000 человек. По данным за 2018 год, в поселке осталось около 550 жителей.

Если измерить жизнь Диксона привычным для нас – «было и стало», то получится вот как: сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея — было.

А стало: погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и несколько магазинов.
Но несмотря на это на Диксоне живут люди, которые любят свою малую Родину (кстати, именно «на», а не «в», так местные говорят много лет).

Они ловят рыбу, учат детей, пекут хлеб, следят за коммунальными сетями, чистят улицы гусеничными тракторами, с нетерпением ждут окончания полярной ночи, и точно знают, что лучший уличный транспорт – это снегоход, вездеход и ТРЭКОЛ (колесный плавающий вездеход на шинах сверхнизкого давления).