Найти тему

Ты – причина всего. Почему тактика поиска виноватых не работает

Самая обсуждаемая тема в любой период учебного года – экзамены. Тема богатая и многодневная: подготовка к экзаменам, нагрузка на детей, нагрузка на учителей, дополнительные моральные и/или финансовые расходы родителей школьников и заканчивая догадками о том, что же ещё спуститься из поднебесной.

Конечно же, на ситуацию хочется влиять. Хочется, чтобы к нашему мнению прислушивались. Хочется, чтобы наши надежды и усилия оправдались и дали результат.

Спорные и неоднозначные моменты встречаются часто, но всё-таки стоит попробовать переключиться с риторических вопросов «кто виноват» и «что делать» на себя. Сами на себя мы в состоянии повлиять, прислушаться к себе и делать то, что в наших силах и оправдывать собственные ожидания. Всё, что происходит с нами – в наших интересах.

Но теперь обратно к экзаменам, которые не дают покоя никому из тех, кто так или иначе рядом со словом «образование». А на определенных этапах жизни эта тема доходит до предельной «точки кипения». Все сказанное выше звучит высокопарно и очевидно. Да, но!

Но всё-таки, что с этим можно сделать?

Ученикам – учиться. Домашние задания, проверочные и контрольные работы, выпускные и вступительные экзамены – эти «круги ада» на «граните науки» не сюрприз. Даты или примерные даты важных экзаменов, как правило, известны заранее. Т.е ничего не мешает предугадать и подготовиться к этим «ненастьям» заранее. Намного проще учиться регулярно и последовательно, чем пытаться обработать гигантский объём информации за месяц или неделю до экзамена. Да, что-то может измениться, но вряд ли станет полной неожиданностью. Здесь работает парадокс: чем больше будет багаж – тем легче c ним идти.

Учителям – учить. Потому что это наша работа/призвание/социальная ответственность (нужное подчеркнуть). И мы люди. У нас тоже опускаются руки. Мы сильно устаём. Помимо двадцати трёх человек в классе у нас свои собственные дети. Или проблемы. Или проблемы с детьми (к сожалению, но так тоже бывает). И ещё ворох таких «некстати обстоятельств». Начиная от дождя или упущенного автобуса и заканчивая новым постановлением или поправкой.

Родителям – оставаться родителем. Со всей любовью, ответственностью, вовлеченностью, воспитательной работой и беспокойством. Переживать – нормально, ведь речь о будущем ребёнка. Но «раскручивать» и без того волнительную ситуацию перед экзаменом до скорости адронного коллайдера не нужно. Дети сами понимают важность экзамена и почему его нельзя провалить. Те, кто по каким-то причинам не понимают – эти ребята вдруг не прозреют ни с очередными нравоучениями, ни с дополнительной нагрузкой. Проще говоря, если ребёнок не хотел учиться в школе, то учиться с репетитором будет так же неинтересно. Единичные и исключительные случаи пока не рассматриваем.

-2

В общем, всё зависит от нас. Ну, может быть, погода и движение тектонических плит не зависят, но понятно. Вот хорошая аналогия:

Если смотреть на жизнь не просто как на транспортировку из пункта А в пункт Б, то жизнь вполне можно сравнить с захватывающим путешествием. Каким оно будет, решать тебе. Есть самое главное условие этого путешествия: ты будешь задавать направление движению, в твоих руках будет пульт управления, руль или штурвал. Ты определяешь, на чём ты будешь передвигаться. Каждое твоё решение — это поворот или остановка, торможение или ускорение. Ты определяешь пункты назначения и маршрут, скорость, ритм, темп. Ты также выбираешь себе попутчиков и пассажиров и решаешь, что вы будете делать в пути. Ты можешь выбрать место и время остановки, а также изменить маршрут и вид транспорта. В пути тебе придётся самому справляться с возможными аварийными ситуациями, неполадками, столкновениями, туманом и непогодой. Если тебе подходят такие правила, то пора в путь. Ехать, плыть, лететь — выбирай сам. Быть на вёслах лодки, за штурвалом корабля или небесного лайнера, за рулём гоночного автомобиля или ретромобиля — это твой выбор.

(цитата из книги «Я – лидер нового поколения»)