Бывает, что ребенок проявляет непослушание, отказывается складывать игрушки, одеваться, откладывает выполнение уроков или приходит поздно. И к тому же капризничает при этом, плачет либо обижается, играет в молчанку.
Как быть?
Конечно, хочется так повести себя, чтобы он перестал перечить, а делал все как следует, и всем было бы хорошо. Но ведь дети - не куклы. И хоть взрослый руководит, у ребенка должно быть свое мнение. Ребенка нужно научить тому, что сначала нужно сделать полезное дело, а затем уже заняться играми и своими интересами.
Ребенок имеет чувства
Нужно сделать попытку понять, что ощущает маленький человек, и почему он так себя ведет. Как сказали авторы Малиш и Фабер, дети сами справятся, но нужно их выслушать и понять.
Родители должны проговорить вслух об эмоциях, которые ощущает ребенок. Это будет шагом к принятию. Например - бывает здорово отдохнуть или пойти к друзьям, а не сидеть за уроками. Признание - не значит послабление и позволение не делать уроки. Это лишь миг сближения к сотрудничеству.
Отвлекаться
Этот метод применим лишь к малышам, которым не более 2,5 лет. Позже метод может быть не главным. Если кроха капризничает и упорствует, нужно отвлечь его внимание чем-то другим.
Показать птицу за окном, машину, сказать что-то забавное перед ним, говорить стишками. Вариантов много. Когда дитя отвлечется, можно заняться проблемой, которая вызвала непослушание. При этом есть шанс, что чадо перестанет упрямствовать.
Делать вдвоем
Этот метод для малышей до 5 лет. Отказывается делать? Предложить делать вдвоем с куклой, зайчиком.
Вдвоем можно обедать супом, идти купаться, собираться в садик. Особо детей забавляют игрушки-перчатки, которые надеваются на руку. Можно разыграть веселые сценки и совершить то, чего малыш не желает.
Ведь игра – это обычное состояние малыша, и этот способ отвлечет его. Важно, что не создается конфликт, и мама со своей крохой приходят к содружеству.
Но нельзя такой прием использовать постоянно. У малыша сложится впечатление, что им управляют с помощью игры. И не советуют забывать, что послушание нужно воспитывать осознанное. Потому приемы игры нужно сочетать с другими.
Предоставление альтернативы
Этот метод начинает действовать с ранних лет и работает долго. Вместо категоричного приказа («давай, иди домой, без рассуждений») - предоставить выбор ребенку.
«Как ты задумал делать задания: теперь или через час? Ты в садик в розовом наряде пойдешь или в синем?» При этом само дело не отменяется, но малыш может выбрать вариант, как его сделать. По мере взросления нужно расширять область его решений и выбора вариантов.
Отсрочка
Этот метод состоит в том, что решение переносят на другое время. Но он не подойдет, если нужно что-то сделать срочно. Но бывает, что спор возникает на этапе планирования будущих дел.
Например, ребенок хочет подольше сидеть за компьютером или домой приходить позже, или хочет гулять один. А конфет требует не 4, а 6 в день. То есть такие споры не решаются сразу.
Если ребенка убедить не выходит, или же непонятно, к чему это может привести, то предложить отсрочку. Сказать, что надо подумать и перенести разговор.
Убеждать, но обсуждать
Есть моменты, когда родителям нужно, чтобы дети сделали только так, а не по-другому. Это относится к вопросам безопасности и моральным поступкам.
Такие беседы случаются после моментов неверного поступка ребенка, в случае если он это не хочет признавать. Убеждать - не означает требовать. Это лишь способ донести свой взгляд на произошедшее и пояснить, почему так не следует делать.
Почему на красный свет нужно стоять и держать маму за руку. Когда нужно оставлять свои дела и идти в столовую, где семья уже в сборе. Почему нельзя откликаться на обещание чужого дяди показать котят и идти с ним.
Но поучения родителей, не встречающие участия детей, малоэффективны. Хорошо, когда родитель, высказывающий как надо поступить, еще и обсуждает ситуацию. Это уже диалог, побуждение ребенка подумать и возможно учесть все слова, что сейчас произносит родитель.
Требовать
Есть моменты, когда можно строго требовать. Если ребенок берет спички, или бежит к крутому берегу, здесь вряд ли нужны отвлекающие приемы. Как и в моменты, когда он кричит на спектакле.
Сначала нужно строго остановить «безобразие», а затем уже начинать разговоры. Сказать краткое «перестань», или «сделай».
Если время позволяет, то объяснить, в чем опасность спичек, что такое крутой берег. Такие требования не должны звучать часто.
Но чем младше дитя – тем чаще это происходит. Ведь он пока не знает границ опасных ситуаций, в которых родитель лучше осведомлен. И лишь после того, как опасный момент пройден, нужно его обсудить.