Поиск мудрости примерно такой же давний, как и человечество. Мы можем задокументировать эту глубокую человеческую заботу о мудрости по крайней мере с тех пор, как письмо позволило в дальнейшем получить очень ранние примеры мудрости литературы, датируемой III веком до н.э. (например, Месопотамия, Египет). Аналогичным образом, интерес к мудрости сопровождал развитие современной психологии с первых дней ее становления. Ученые связывают развитие мудрости в человеке с появлением в более позднем взрослом возрасте медитативного отношения, философского спокойствия, беспристрастности и желания извлекать моральные уроки. Другими словами, в ранних психологических трудах мудрость описывалась как идеальная конечная точка человеческого развития.
Субъективные теории мудрости
С самого начала исследований психологической мудрости поиск того, что такое "мудрость" на самом деле и как ее можно определить, является важной, если не самой центральной областью исследования. В частности, внимание было уделено народным представлениям о мудрости, то есть, как простые люди, не знакомые с психологическими конструкциями, воспринимают и определяют мудрость. Причины, по которым народные представления о мудрости исследовались более глубоко, чем в случае других конструкций, таких как интеллект, могут включать богатую культурную историю и величие как идеального состояния бытия, а также тот факт, что критерии, указывающие на мудрость, по определению являются консенсусными. Мудрость часто проявляется в социальных ситуациях, таких как советы и наставления. Что касается вопросов мудрости, то на вопрос о том, что является "правильным" или "неправильным", нет легкодоступного ответа. Однако, исходя из основополагающего условия, что благосостояние человека и общества должно быть сбалансированным, в рамках практикующего сообщества может быть достигнут консенсус в отношении того, что является мудрым советом или даже мудрым человеком. Иными словами, мудрость следует консенсусному, а не объективному критерию истины.
Мудрость и возраст
Большинство людей, похоже, считают, что мудрецы обычно стары, и на самом деле, большинство тех, кого люди выдвигают как мудрых, - это люди не моложе 60 лет. В экспериментальных исследованиях непрофессионалы обычно оценивают пожилых людей как более мудрых. Мудрость была также одной из двух положительных характеристик, которые люди рассматривали и как положительные, и как специфические для старости. Однако, с другой стороны, пожилой возраст не считается ни необходимым, ни достаточным для мудрости: большинство людей осознает, что не каждый развивает мудрость с возрастом, и что молодые люди также могут быть вполне мудрыми. Ассоциация мудрости и возраста, похоже, вытекает из идеи, что опыт, связанный с взлетами и падениями человеческой жизни, которая является центральным компонентом неявных теорий мудрости, действительно следует общей возрастной траектории.
Индивидуальные различия в субъективных представлениях о мудрости
Последовательность, с которой компоненты мудрости выявляются в ходе исследований, не означает, что все люди рассматривают эти компоненты в равной степени как центральные для мудрости. Фактически, атрибут, который был единодушно оценен как центральный для мудрости, не мог коррелировать с другими атрибутами из-за отсутствия расхождений. Таким образом, хотя основные компоненты мудрости показывают, как структура этой сложной конструкции представлена в сознании людей, люди различаются по весам, которые они приписывают различным компонентам. Индивидуальные различия в представлениях о мудрости связаны с возрастом, полом, опытом и знаниями. Университетские преподаватели различных дисциплин лишь частично согласны в своих представлениях о мудрости. Преподаватели искусств определяли мудрость главным образом как баланс между логикой и интуицией, преподаватели философии - как глубокое и непредвзятое мышление, а преподаватели бизнеса - как осознание ограничений и долгосрочных перспектив. Таким образом, иерархия описателей мудрости, скорее всего, основана на конкретном опыте людей, в том числе на конкретных видах сложных проблем, с которыми они сталкиваются, и на их наилучших воспринимаемых решениях.
Показатели результативности личной мудрости
Уровень эгоизма Левингера.
Именно Джейн Левингер стремилась запечатлеть развитие персонажа в сценической модели, аналогичной пиагетинской модели когнитивного развития. Левингер задумала этапы развития эго как последовательное продвижение к психологической зрелости, разворачивающееся по четырем измерениям:
- контроль импульсов,
- стиль межличностного общения,
- сознательные увлечения,
- когнитивные стили.
Модель состоит из восьми этапов (импульсивный, самозащитный, конформистский, самосознательный, сознательный, индивидуалистический, автономный и интегрированный), которые характеризуются все более зрелыми формами этих 4 измерений. Большинство людей относятся к категории людей, находящихся на 3-5 этапе, то есть на этапе конформизма, самосознания и совести. Этап самосознания является модальным этапом в позднем подростковом возрасте и взрослой жизни. 8 стадия, интегрированная стадия, редко наблюдается в случайных выборках.
Подводя итог, можно сказать, что такая закономерность результатов измерения Левингера в отношении развития эго предполагает, что центральные черты личной (но также и общей) мудрости, такие как выход за рамки данного, более четкое видение действительности и преодоление существующих социальных норм, не могут быть без затрат. Представляется, что, столкнувшись со сложностями своей собственной жизни так, как это верно для человека на высоких уровнях развития эго, человек не обязательно становится более счастливым, но на самом деле может вызвать больше беспокойства и самокритики, а также понимание необходимости дальнейшего саморазвития ("Я знаю, что не знаю").
Онтогенез мудрости
Различие между личной и общей мудростью также важно при изучении онтогенеза мудрости. Есть основания полагать, что динамика между личной и общей жизненной точкой зрения действительно лежит в основе достижения мудрости. Десятилетние исследования в области саморегулирования, а также исследования терапевтического процесса показали, что получить представление о собственной жизни (не говоря уже о ее применении) гораздо труднее, чем о трудностях и проблемах других. Таким образом, общая мудрость может быть менее трудной для достижения, чем личная мудрость. Таким образом, прогресс в общей мудрости может предшествовать этому в личной мудрости. Из исследований по развитию самосознания известно, что младенцы обладают соответствующими общими знаниями о мире, прежде чем они осознают себя. Исследования о себе на более поздних стадиях онтогенности показали, что информация, имеющая отношение к себе, обрабатывается не так, как общая информация. При определенных условиях у нас больше памяти для информации, связанной с самим собой. Тем не менее, угрожающая или противоречивая информация, относящаяся к себе, часто подавляется или изменяется, что может препятствовать развитию личной мудрости. Скорее всего, в процессе онтогенности оба типа могут поочередно брать на себя ведущую роль. Как правило, развитие мудрости - это динамичный процесс, в котором когнитивные, эмоциональные и мотивационные ресурсы развиваются интерактивно через отражение опыта.
Все эти подходы могут способствовать формированию психологического искусства жизни, основанного на жизненном понимании и ее составе, путем интеграции аналитических, эстетических и моральных аспектов и совершенствованию социальных способов воспитания мудрости и умения решать сложные проблемы современного мира.