98 подписчиков

Иранская операция НКВД. Часть 2

В продолжение разговора об Иранской операции НКВД можно сказать и о том, что  5 октября 1937 года было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об аресте всех вернувшихся из Афганистана и Ирана баев

В продолжение разговора об Иранской операции НКВД можно сказать и о том, что 5 октября 1937 года было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об аресте всех вернувшихся из Афганистана и Ирана баев и мулл», в котором (Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга I. М., РОССПЭН, 2005.) указывалось: «Разрешить Наркомвнуделу арестовать всех вернувшихся из Афганистана и Ирана баев и мулл, исключенных общими собраниями колхозников из колхозов в Туркмении. Дела арестованных баев и мулл рассмотреть на тройке».

Еще до официального «старта» «иранской» операции, органы производили аресты иранских подданных и готовили против них обвинения. 8 февраля 1938 года Сталину нарком Ежов отправил сводку важнейших показаний арестованных ГУГБ НКВД Союза ССР за 7—8 февраля 1938 года. В тексте (Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе. 1937—1938. М.: МФД, 2011.) - допрос иранского шпиона, связанного со своим посольством: «РОУШАН Багер, бывший преподаватель иранского языка в военной Академии. Допрашивали: ДЗИВОВ, РЯСНОЙ. На допросе 4 февраля с.г. сознался, что являлся провокатором в Иранской компартии. По провокаторской работе он был связан с агентом полиции, тоже пролезшим в иранскую компартию, — ШИРИНОВНИ. В 1928 году иранской разведкой РОУШАН был переброшен в СССР с заданиями диверсионно-шпионского характера...

Абулькасим Лахути (справа)
Абулькасим Лахути (справа)

РОУШАН в своих показаниях говорит также и о поэте ЛАХУТИ как об одном из активных участников контрразведывательной организации».

Но известному персидско-таджикскому советскому поэту Абулькасиму Ахмедзаде Лахути посчастливилось избежать ареста. Он приехал в СССР из Ирана в 1922 году и прожил на советской земле всю свою жизнь достаточно мирно и в почете. Его издавали, он занимал значимые должности, а после кончины был погребен на Новодевичьем кладбище.

В продолжение разговора об Иранской операции НКВД можно сказать и о том, что  5 октября 1937 года было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об аресте всех вернувшихся из Афганистана и Ирана баев-3

Но так повезло далеко не всем. Одновременно с работой НКВД против иранцев, начались проблемы и в официальных отношениях. Иранское посольство в СССР неоднократно выражало протесты против арестов своих граждан и советское руководство решило пойти на сокращение официальных представительств. По инициативе Сталина на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 3 января 1938 года приняло решение о закрытии четырех иранских консульств в Советском Союзе и советского в Иране.

Спустя две недели, 17 января 1938 года, Сталин лично озаботился иранцами в СССР и в записке Ежову об эсерах поставил перед НКВД вопрос: «Что сделано по выявлению и аресту всех иранцев в Баку и Азербайджане?». На следующий день, 18 января 1938 года, Ежов отправил в НКВД Азербайджана шифротелеграмма, ставившую задачу немедленно арестовать «всех иранцев - иранских подданных и иранцев, не имеющих ни советских, ни иностранных паспортов».

По истечении предоставленных иранцам на отказ от иранского гражданства десяти дней (срока ультиматума), 29 января 1938 года, Ежовым была разослана НКВД №202, ознаменовавшая начало «Иранской» операции НКВД.