Найти тему

Воскрешение Мушкетеров (о книге Ораза Абдуразакова "Шпага Д’Артаньяна или год спустя")

«В первый понедельник апреля 1625 года все население городка Менга было охвачено таким волнением, словно гугеноты собрались превратить его во вторую Ла-Рошель.»

Книгу, которая начинается с этих строк, с детства знают все, кто умеет читать. Называется она «Три Мушкетера».

-2

Не думаю, что можно серьезно покривить против истины, если сказать, что едва ли какая- либо другая книга способна оказать столь серьезное влияние на процесс превращения мальчика в мужчину, чем вышеназванное произведение. Первые представления о мужской дружбе, мужестве и настоящей любви чаще всего черпаются юношей именно из великого романа Дюма и впоследствии остаются с ним на всю жизнь. Знаменитая мушкетерская трилогия Дюма поистине великолепна, у нее практически нет слабых мест, кроме, пожалуй, одного: нам отчаянно не хочется, чтобы эта книга заканчивалась.

-3

Думаю, что многие помнят наш фильм под броским названием «Возвращение мушкетеров».

Сюжет у него, конечно, получился глупейшим, а игра актеров, несмотря на то, что некоторые из них были любимы зрителями еще со времен советской экранизации оставляла желать лучшего, но все же стоит вспомнить важные слова режиссера картины Георгия-Юнгвальд- Хилькевича,
-4
которые будут иметь очень важное значение для нашей беседы: «Возвращение мушкетеров это фильм-мечта о том, чтобы любимые герои жили вечно. Эта фраза отзывается одновременно и теплом и болью для миллионов поклонников легендарной четверки, ведь для многих из них Атос, Портос Арамис и Дартаньян давно уже перестали быть просто литературными героями, а стали почти всерьез восприниматься как реально существовавшие люди.
-5

Именно поэтому, так горько было хоронить своих любимцев, орошая слезами страницы финальной книги трилогии Дюма. Не в силах смириться со столь печальным финалом читатели всеми силами стремились вдохнуть в своих книжных кумиров новую жизнь. Вот и начали появляться буквально следом за первой книгой оригинала многочисленные свободные продолжения, но при этом крайне спорным оставался вопрос, а нужны ли они вообще?

В самом деле, подобные фантазии не критикует сегодня только ленивый, но вот в чем парадокс.

Чтобы не говорили о вторичности подобных проектов, все равно большинство из нас как бы пуритански мы к ним не относились, приготовит деньги на билет в кино и пойдет смотреть десятую часть скажем «Человека-паука».

Возможно, после просмотра придется лишь плюнуть с досады, но факт остается фактом: свободных мест на премьере очередного блокбастера будет не так уж и много.

Вот и поклонники творчества Дюма подобно современным фанатам различных супер-героев в тайне ждут воскрешения своих любимцев и с любопытством реагируют на любую, даже не слишком выразительную попытку его совершить.

В нашей стране близок к успеху в этом смысле был лишь двухтомник писателя Николая Харина «Снова три мушкетера», который охватывал события между первой и второй книгами мушкетерского цикла и в силу такого подхода выглядел все же немного надуманным, ведь если автор оставил между двумя частями своего творения период в в двадцать, а в финальной части десять лет, то так было нужно и никакие домыслы здесь совершенно неуместны.

-6

Читатели ждали настоящего продолжения, которое сумеет их погрузить в любимую эпоху и подарить новую встречу с любимыми героями, вернее в нашем случае лишь в одним из них, но не будем забегать вперед.

В мае 2019 года на российском книжном рынке произошло большое событие, которое таковым сочли далеко не все.

В московском издательстве «Эксмо» вышел роман Ораза Абдуразакова «Шпага Дартаньяна или год спустя».

Возьму на себя смелость сказать, что это единственное по настоящему качественное и поистине глобальное продолжение истории про мушкетеров и в том, что она написано именно на русском языке мне кажется, есть свой особый смысл.

Так сложилось, что знаменитый роман Дюма «Три мушкетера» получил в России, даже большую популярность, чем на исторической родине автора и героев.

Чтобы получить на руки эту прекрасную историю, в городских библиотеках нужно было дождаться очереди, а тот, у кого книга была в домашней библиотеке считался невероятным счастливчиком, вызывая подлинную зависть друзей и коллег.

Советские мальчишки с утра до вечера с упоением фехтовали на самодельных шпагах, стремились покорить Констанцию из параллельного класса и именовали близких друзей именами книжных героев.

Возможно такая любовь к французской классике, связана с тем, что в отечественной литературе подобных книг отчаянно не хватало.

Потрясающая по глубине философия Толстого и Достоевского, которой так часто восхищаются иностранцы, конечно способна поразить воображение, но при этом иногда так хочется скакать на коне, побеждать на дуэли грозного противника и привезти таки из Англии знаменитые подвески Анны Австрийской, повлияв тем на самым на политику крупнейших европейских государств.

-7

«Шпага Д,Артаньяна» вновь дарит нам эти яркие впечатления успевшие слегка позабыться ощущения.

За счет чего автору удается достичь подобного результата? Прежде всего, необходимо отметить его потрясающее умение перенести на бумагу тот неповторимый стиль автора, который казалось, был безвозвратно потерян, когда оказались дописанными последние строки «Виконта де Бражелона»,

-8

романа, который завершил классическую мушкетерскую эпопею. Буквально с первых страниц на читателя повеет той невероятный теплотой, которую он, вероятно, ощутил еще в 7-10 лет при первом знакомстве с удивительной историей о любви и приключениях. Стилизовать текст под Дюма автору удалось настолько блестяще, что это и стилизацией, то трудно назвать. При чтении самыми частыми были невольные мысли о том, откуда взялась в Ташкенте неизвестная рукопись классика французской словесности.

Стоит так же сказать, что содержание книги отсылает нас именно к концовке классического повествования, что наложило свой отпечаток на ее сюжет.

Тут будет не лишним вспомнить, что в отличие от двух первых книг, жанр последней заглавным героем, которой является молодой дворянин нового поколения, отнюдь не был приключенческим.

Там речь шла уже скорее об историческом исследовании целой эпохи и в центре располагались не давно знакомые персонажи, а король Людовик XIV и его ближайшее окружение.

Король Людовик XIV
Король Людовик XIV

Сама история, изложенная в романе, была направлена на раскрытие образа монарха, а сюжетная линия служила, прежде всего, раскрытию его внутренних качеств.

Жан-Батист Корльбер
Жан-Батист Корльбер

Заметим, что по мере все большего знакомства с его литературным портретом он вызывает очень мало положительных эмоций.

Вздорный и заносчивый Людовик, который даже по мере взросления не сумел изжить в себе капризного ребенка предстает ярым сторонником абсолютизма, который у него почти всегда направлен не на благополучие поданных, а в угоду собственному честолюбию и неуемному желанию получать все новые и новые удовольствия. Особое место среди его многочисленных слабостей всегда занимали женщины.

Луиза де Лавальер
Луиза де Лавальер

Как мы помним, очередная его прихоть привела к трагической гибели виконта де Бражелона.

Король жестоко обошелся с его чувствами соблазнив нареченную юноши , Луизу де Лавальер.

Девушка неосторожно приняла ухаживания Людовика за истинные чувства, за что поплатилась в итоге жестоким разочарованием и смертью любимого человека.

Читая «Шпагу Дартаньяна» мы с Вами легко убедимся, что король за время паузы в нашем с ним общении ничуть не изменился, но теперь его игрушками становятся даже не отдельные человеческие судьбы, а жизни тысяч людей.

В новое повествование нас вводит старый знакомый Арамис- единственный оставшийся в живых представитель доблестной четверки известный теперь под именем герцога Де Аламеда

Игорь Старыгин в роли Арамиса в старости 1993 г
Игорь Старыгин в роли Арамиса в старости 1993 г

Теперь он прибыл в Париж в качестве посла Испании и генерала ордена иезуитов с целью подписать- таки мирное соглашение Франции и Испании, которое честолюбивый французский властитель, вдохновленный легкой победой в войне с Голландией, достигнутой ценой жизни самого Дартаньяна поначалу наотрез отказывался утвердить . Впоследствии мы увидим, что Его Величество, несмотря на положительное решение этого вопроса остался все тем же лицемером каким был.

Впрочем, не только государственные интересы привели постаревшего мушкетера в столицу Франции. Как раз, накануне голландской компании в его руки попало письмо Дартаньяна в котором он наказывал другу выполнить условия, оставленного им завещания и прежде всего, позаботиться о его сыне по имени Пьер.

-13

Такой авторский ход можно назвать ожидаемым, но в, то, же время и во многом особенным.

Разумеется при знакомстве с продолжением мушкетерской истории появление в ходе сюжета кого то из их потомков во многом логично, но наш случай пожалуй единственный в котором такое развитие событий выглядит вполне адекватно.

Ведь в роли мушкетерского наследника на сей раз выступает не фарсовая героиня Софи Марсо из «Дочери Д,Артаньяна», и не потрясающая по внешности, но все, же слишком женственная для такой роли Сюзи Эми из достаточно любопытного фильма «Мадемуазель Мушкетер», а сын прославленного маршала Франции, образ которого в книге выписан весьма интересно.

-14

С одной стороны он безумно напоминает старшего из .Дартаньянов, но помимо боевых качеств своего батюшки выведен еще и как энциклопедически образованный молодой человек, любящий тишину библиотеки, так же сильно, как и звон шпаги.

Итак, Арамис отправляется в имение своего юного друга, чтобы открыть ему тайну своего происхождения.

После душевного объяснения они уже вдвоем отправляются в Фонтенбло, где в то время предается увеселениям королевский двор.

-15

Пьеру почти сразу представляется шанс доказать, что он достойный сын своего отца. Случайное спасение королевской фаворитки мадемуазель Де Монтеспан открывает перед юношей блестящие карьерные перспективы. Восхищенный король присваивает ему чин лейтенанта мушкетеров, а при дворе у него сразу появляются друзья: знакомые читателю Маникан, Маликорн и де Лозен- непосредственный начальник новоявленного лейтенанта.

Между тем короля не оставляют мысли о возможности все таки развязать войну с Испанией. Для ее начала он использует своеобразный «юридический крючок».

Во первых по условиям договора речь идет о ненападении не на просто испанские земли, а на земли, наследованные Карлом Вторым Испанским. Такая оговорка позволяет Людовику начать интервенцию бельгийских провинций, так и не переданных Франции в качестве приданного королевской супруги Марии-Терезии.

-16

В свою очередь на младшего Дартаньяна возлагается обязанность отправиться послом в Англию, чтобы заручиться союзнической поддержкой Альбиона.

Карл II король Англии
Карл II король Англии

Англичане, несмотря на учтивый прием, оказанный молодому дипломату, проявляют осмотрительность, решая вступить в возможную войну лишь тогда, когда будет ясно, на чьей стороне окажется перевес.

Несмотря на дипломатическую неудачу, Людовик продолжает бредить войной между тем, как в его ближайшем окружении отнюдь не все так ладно.

Мария-Терезия в тайне страдает от многочисленных измен супруга и резко протестует против войны с ее соотечественниками испанцами. Подобные настроения в ней поддерживает ее духовник отец Д.Аррас- человек Арамиса. Его влияние на королеву еще сыграет свою роль. В свою очередь брат короля герцог Орлеанский тоже испытывает сложности в отношениях с супругой принцессой Генриеттой Английской.

Та отказывается помочь ему в деле возвращения из ссылки его фаворита Де Лоренна на что его светлость грозит ей неминуемым возмездием.

На границах Франции начинает полыхать война. Дартаньян не только блестяще проявляет себя как храбрый воин, но и встречает свою любовь. Ею становится фрейлина королевы Кристина де Вальбур. История их взаимоотношений выглядит столь же ярко, как и история любви его отца с прекрасной Констанцией Боанасье.

Первый этап военной компании успешно завершается, и король решает устроить в честь этого славного события пышный бал маскарад во время, которого собирается оказать должное внимания своему очередному увлечению, коим становится нареченная молодого Дартаньяна так блестяще проявившего себя в недавних военных действиях.

-18

Несмотря на явную неблаговидность такого поступка, монарх остается верен себе. Он считает, что благодаря его положению ему дозволено абсолютно все, а откупиться от возможных последствий он планирует лишь непомерными милостями по отношению к оскорбленному в своих чувствах жениху.

Чтобы обмануть ничего не подозревающую Кристину Его Величество прибегает к очередной подлости. Он заказывает у парижского портного Персерена, точно такой же как у Дартаньяна костюм и в таком обличье подстерегает девушку в одной из аллей дворцового парка Свидетелем этой сцены становится не только сам жених девушки, но и королева Мария-Терезия в очередной раз убедившаяся, что за человек ее супруг.

Терзаемый жаждой мести Дартаньян сталкивается с отцом Д.Арассом, который говорит ему, что час воздаяния уже близок.

Между тем действия Людовика становятся разрушительными. Он планирует на будущий год захватить Франш-Конте и при этом его не смущает даже, то, что этим он восстановит против себя всю Европу.

-19

Принцесса Генриетта обращается за помощью к Дартаньяну, рассказывая ему о том, что вероломный супруг герцог Орлеанский всерьез намерен ее отравить.

Помощь, увы, приходит слишком поздно.

Перед смертью принцесса говорит, что у короля Франции не один, а два брата, но мало кто в состоянии понять смысл ее слов.

Мало кто, но отнюдь не читатели «Виконта де Бражелона» им, то наверняка отлично знакома история «Человека в железной маске». Да, действительно у короля Франции был брат-близнец, который по настоянию кардинала Ришелье воспитывался вдали от двора совершенно не зная о своей принадлежности к царствующей династии. Хитроумный план Арамиса по возведению несчастного принца на французский трон едва не закончился удачей, но министр финансов Фуке не поддержал бывшего мушкетера и благодаря его честности план провалился.

Королевский брат был заключен в темницу на острове Сен-Маргерит и закован в железную маску, чтобы никто не мог увидеть его лица, ставшего его же проклятием.

-20

Да, узник был изолирован от общества, но он все еще оставался жив, являясь Людовику в ночных кошмарах.

Что ж недалек уже был тот час, когда из снов они превратятся в явь.

Понимая, что война за Франш-Конте приведет к гибели Франции Арамис решает совершить невозможное и войти, по сути, дважды в одну реку. На захваченном испанцами фрегате «Кастор» он отправляется на остров Сен-Маргерит с целью предпринять повторную попытку возложить корону на голову опального принца. Здесь важно отметить ту разницу в мотивации, которая руководит героем во втором случае.

Остров Сент-Маргерит
Остров Сент-Маргерит

Если в прошлый раз им руководили честолюбивые замыслы и желание обрести власти и этим он, по сути, предавал идеалы своих друзей, то сегодня он шел на такой шаг стремясь спасти родину от произвола тирана, что позволяет оценить его действия значительно более положительно.

К тому же конъюнктура вполне располагает к успеху предприятия: король, по сути, совершенно одинок и если семь лет назад его спас преданный Дартаньян, то его сын уже не сделает этого и не столько из чувства личной мести монарху сколько из желания принести благо Франции. Заметим, что юный сын своего отца и сам видит всю недалекость поведения государя, которому он призван служить. Лишь из за его величества нежелания слышать правду, сказанную в глаза в тюрьму попадает Маликорн, а его участь после дуэли с Де Вардом делит и сам капитан мушкетеров Де Лозен. Его чин передают Д,артаньяну, а сам он скрепя сердце вынужден арестовать обоих своих друзей. Таким образом, слуга испытывает все большее разочарование в своем господине, и это разочарование будет иметь для первого самые жестокие последствия.

Арамис привозит близнеца короля в Париж и останавливается вместе с ним в доме Д,артаньяна, которому и передает суть своего плана. Юношу не приходится убеждать в справедливости действий человека, которого он уже называет отцом.

Будучи участницей заговора, королева приглашает короля провести с ней ночь в ее покоях, которые и становятся местом финала книги.

Людовик оказывается в руках у Арамиса и Д,Артаньяна, а на престол восходит его несчастный брат нрав и ум которого способны обеспечить мудрое и справедливое правление государством.

В очередной раз судьбу Франции решают ее истинные сыны, готовые отдать саму жизнь за торжество справедливости.

Такую прекрасную историю поведал нам Ораз Абдуразаков- человек, воскресивший Мушкетеров.