Самая распространенная проблема старшеклассников - непонимание прочитанного. Отсюда повальная нелюбовь к гуманитарным наукам, трудности в решении задач, нежелание читать книги.
А ноги растут из детства, то есть с начальной школы.
Именно там в погоне за темпом педагог с секундомером в руках совершенно забыл, что задача чтения - не сверхзвуковые рекорды скорости, а понимание слова и кайф от прочитанного.
Начнем с текста, потому что осознанное чтение, как мне кажется, главная задача начальной школы и необходимый задел на будущее.
Итак, перед вами ребенок и текст.
- Начинаем с интриги, вызываем у ребенка интерес и любопытство (об этом я уже писала тут https://zen.yandex.ru/media/id/5d4fb70da06eaf00ada8a5fb/kak-usadit-rebenka-za-knijku-s-avtorom-zavedite-intrijku-5dce96b1cb3bd340e4f164da ).
- Непонятные термины и слова разбираем заранее, чтоб потом не отвлекаться от процесса. Слова можно выписать, первоклассникам -выписать по слогам через черточку.
- Текст читает мама. Большой текст можно разбить.
- Задаем вопрос: о чем тест? Что узнали? (Парочку, не больше) Какие у тебя вопросы?
- Чтение вслух ребенком. Если несколько детей-то можно по очереди. Текст читаем по частям.
- После каждого абзаца проводим обсуждение текста. Задаем вопросы по прочитанному, определяем уровень понимания.
- Повторное самостоятельное чтение, вслух или про себя.
- Выборочное чтение: проверяем умение ориентироваться в тексте. Например, задаем вопрос и просим зачитать ответ из текста
- Словесное рисование, закрепление итогового полного усвоения информации. Это пересказ текста. На этом этапе учим составлять план и давать заголовки пунктам. Для чего? Для структурирования информации и облегчения пересказа. Здесь же можно нарисовать иллюстрации или составить майнд карту. Цель: изложить текст устно или в рисунке. Для старших-сочинение, но к нему мы еще вернемся
- Сделать вывод. Мы не спрашиваем у малышей про мораль басни, но можно задать вопросы: Что понравилось, что нет? На кого бы ты хотел быть похожим? Почему? Важно: приучаем говорить развернутым ответом.
Разумеется, это идеальный вариант, но если ваш ребенок ощущает порыв сделать что-то "не по сценарию ", дайте ему эту возможность, все-таки чтение-это творчество, диалог с автором.
У меня дочь читает с карандашом. Нет, не потому, что следит за словами, просто в какой-то момент ей необходимо проиллюстрировать прочитанное. А старший сын такого желания не имел, зато рассказывал тексты чуть ли наизусть.
Как ваши дети относятся к чтению? Понимают ли прочитанное?