Найти тему
Кембрийский взрыв.

Коллекционная деятельность музеев и галерей.

Было очень много вопросов, которые поднимались и обсуждались людьми, которые наблюдали или работали в секторе музеев и галерей в течение последних 40 лет, пытаясь понять, что происходит с их учреждениями и их коллекциями, или с сектором в целом, и попытаться увидеть свой путь вперед.

Настало время обратиться к совершенно другому виду материалов, а именно к трем докладам, подготовленным по заказу Фонда Искусств в 2006, 2010 и 2017 годах, и перейти к коллекционной деятельности музеев и галерей. Эти доклады позволяют как можно ближе познакомиться и понять, что музеи и галереи на самом деле делали со своими коллекциями в течение этого периода, с точки зрения бюджета, управления, приобретения и деактивации.

Могут ли они собрать деньги? Собрали ли они (и собирают ли они) деньги? Как они собирали деньги? Каковы были (и есть) их приоритеты? Какова была (и есть) их политика?

Первые два отчета были подготовлены по обе стороны финансового кризиса 2007-2008 годов, но на самом деле они дают очень схожие результаты. В третьем докладе говорится о том, как изменились методы сбора данных и чаяния за прошедшие с тех пор годы жесткой экономии. К каждому из этих обследований применяются обычные предостережения, поскольку, хотя они охватывали все основные типы музеев и галерей, все они основывались на ограниченном числе тех, кто ответил на вопросники: 305 из них в 2006 году, 276 в 2010 году и 266 в 2017 году.

Кроме того, каждый доклад был подготовлен разными учреждениями с использованием несколько иной методологии и содержал несколько иные вопросы, в связи с чем сопоставление между ними и общими выводами, сделанными на их основе, требует осторожного и внимательного отношения. Тем не менее, определенная общая картина все же складывается.

В 2006 и 2010 годах большинство музеев сообщили, что главным их приоритетом является демонстрация и интерпретация своих коллекций, за которой следуют просветительская и просветительская деятельность и участие местного населения, однако сохранение и пополнение своих коллекций являются относительно низкими приоритетами не потому, что они этого хотят, а потому, что им не хватает необходимых ресурсов. В 2010 году половина всех музеев и галерей не смогла выделить какие-либо средства на коллекционирование, хотя даже эта удручающая цифра представляет собой улучшение по сравнению с 2006 годом, когда 60 процентов не смогли выделить никаких средств на эти цели.

Даже среди тех музеев, которые выделяли определенные средства на приобретения, широко распространено разочарование тем, что зачастую они не получали произведений искусства или предметов, которые искали, либо из-за отсутствия достаточных средств, либо из-за слишком высоких цен. В 2006 году почти 70 процентов музеев и галерей сообщили, что наиболее распространенным методом пополнения своих коллекций за последние пять лет было приобретение предметов искусства в виде пожертвований и завещания; к 2010 году эта цифра сократилась до 60 процентов, но все равно была скорее пассивной, чем стратегической, как и в случае их приобретения.

Конечно, между музеями существуют различия: граждане, скорее всего, будут отдавать предпочтение пополнению своих коллекций и будут иметь наибольший доступ к финансированию; музеи местных органов власти в наименьшей степени подвержены этому, поскольку не располагают ресурсами. Вряд ли это стало сюрпризом после финансового кризиса 2007-2008 годов; более показательным является тот факт, что финансирование сбора средств также было недостаточным в годы бума, предшествовавшего аварии.

Выводы третьего доклада столь же ясны. Вновь лишь половина ответивших музеев и галерей смогли утверждать, что на сбор средств выделяются бюджетные ассигнования, и в большинстве случаев они являются незначительными и редко превышают один процент от общей суммы израсходованных средств.

И хотя больше музеев и галерей смогли выделить средства из общего бюджета на закупки, эти суммы все еще невелики. Почти все респонденты смогли добавить предметы в свои коллекции за последние пять лет; как и прежде, чаще всего использовались подарки и покупки. При приобретении объекта наиболее важным критерием оценивается его научная, историческая или художественная ценность, а создание коммерческих возможностей считается наименее важным. За последние 10 лет возросла активность, связанная с присоединением (об этом говорилось в докладе за 2010 год, но не упоминалось в докладе за 2006 год), по мере увеличения числа случаев присоединения к музеям, а также по мере увеличения числа объектов, подлежащих присоединению.

Это все чаще рассматривается как стандартный элемент в текущем управлении коллекциями, когда предметы передаются на хранение, поскольку они не имеют отношения к коллекции, либо недостаточно качественны, либо находятся в слишком плохом состоянии или дублируют друг друга.

Что касается предметов, которые будут приобретены в будущем, то большинство музеев и галерей не видят фундаментальных изменений в своей политике, однако может произойти смещение акцента с присущей объекту собственности (художественные достоинства и значение) на соответствие объекта темам и описаниям, представленным организацией (а именно, области и темы, уже охваченные коллекцией).

За период проведения этих исследований, очевидно, произошли некоторые изменения, в частности в отношении развития коллекции. Но в целом картина, которая складывается в 2017 году, очень мало отличается от той, которая была выявлена в 2006 году.

Как заметил тогдашний директор Фонда Искусств Дэвид Барри в своем предисловии к первому докладу, выводы были действительно шокирующими: хотя большинство музеев приобрели по крайней мере один новый объект за последние пять лет, они были в основном в форме подарков. В результате, продолжил он, большинство британских музеев больше не занимаются активной коллекционированием из-за всеобщей нехватки средств и из-за отсутствия моральной поддержки коллекционирования в центральных и местных органах власти.

Бесплатный допуск граждан с 2001 г., новые здания, финансируемые ФВУ, а также программы образования и доступа в Великобританию за последнее десятилетие преобразили музеи и галереи. Однако активная коллекция, под которой он подразумевал интеллектуальный, творческий процесс пополнения фондов путем поиска новых работ в дополнение к существующим, как представляется, находится в состоянии резкого спада.

Этот первый доклад также убедительно доказывает, что коллекции должны постоянно обновляться, чтобы наши музеи оставались живыми и привлекательными, поскольку новые объекты способствуют интеллектуальному поиску, предоставляют материалы для новых экспозиций и поощряют новых посетителей.

Однако, как показывают девять из следующих тематических исследований, воздействие новых приобретений действительно может носить преобразующий характер, причем во многих отношениях. Что касается корпуса, то покупка Лоренцетти шедевра эпохи раннего Возрождения значительно повысила авторитет художественной галереи Ferens и, наряду с несколькими крупными национальными партнерскими выставками, помогла продемонстрировать возросшее доверие и амбиции в ходе подготовки заявки Халла стать городом культуры Великобритании 2017 года.

В Бирмингеме и Стоук-на-Тренте приобретение и демонстрация местного музея Anglo-Saxon принесло дополнительные преимущества как в плане образования, так и в виде увеличения числа туристов.

-2