Найти тему
Иван Загребин

Дело всей жизни – автомобили (часть 1-я)

Оглавление

В этом году исполнилось 70 лет декану одного из двух старейших факультетов ЮУрГУ – автотранспортного (до недавнего времени автотракторного), доктору технических наук, профессору, автору более 150 научных работ Юрию Владимировичу Рождественскому.

Декан автотранспортного факультета ЮУрГУ Ю.В. Рождественский.
Декан автотранспортного факультета ЮУрГУ Ю.В. Рождественский.

Юрий Владимирович, что обусловило выбор профессии?

– Когда в семье появился автомобиль, дед и отец всё время возились с ним в гараже. Меня тоже привлекали – вот и заинтересовался. В шестнадцать лет получил первые права – на вождение мотоцикла. В 1966-м поступил в Челябинский политехнический институт, на специальность «Автомобили и тракторы». Окончил вуз в 1971-м.

Как начался ваш путь в науке?

– Наши преподаватели Сергей Сергеевич Строев и Владислав Павлович Беляев активно привлекали нас, студентов, к научно-исследовательской работе в рамках Студенческого научного общества (СНО). Когда автозаводу в Ижевске нужно было усовершенствовать подвеску и трансмиссию одной из моделей, они обратились на автотракторный факультет ЧПИ, и мы в этих исследованиях участвовали. Помню, как работали с датчиками, осциллографом. Приобретённые опыт и сведения пригодились, когда трудился над дипломным проектом.

Приходилось делать много расчётов – и отнимали они немало сил и времени: тогдашние ЭВМ в вычислительной мощности намного уступали современным. Помню, во втором корпусе на первом этаже стояла ЭВМ «Урал-2» – большая, громоздкая. Мы сами писали для неё программы – процесс утомительный, долгий, но интересный: требовалось создать схемы, воспроизводившие колебания подвески, трансмиссии. То есть уже в те годы в вузе занимались компьютерным моделированием процессов. Работали мы в СНО с моим сокурсником Борисом Вещиковым, потом вместе ездили на автозавод в Ижевск докладывать о результатах исследований. Кстати, потрудились хорошо – нас отметили почётными дипломами СНО. Тогда было обязательное распределение выпускников – и меня оставили в ЧПИ ассистентом. А в августе эту должность сократили. Как быть? Пошёл к декану. Тот набирал молодых ребят на кафедру автомобильного транспорта – учебными мастерами, лаборантами. Взяли и меня учебным мастером. Участвовал в интересных работах по диагностике, которые в то время вела кафедра. Немало ездил в командировки на предприятия, где внедрялись наши разработки. Как раз тогда – в 1976-м – кафедру возглавил Валерий Никифорович Прокопьев. Под его руководством я занимался подшипниками скольжения и гидродинамической теорией смазки. Он, кстати, подал идею смоделировать работу подшипников на ЭВМ. Тогда уже были машины «Минск-22», «Минск-23», «Мир». Я освоил языки программирования – «Алгол», «Фортран», «Алгамс», плюс занимался теоретической работой. По совету Валерия Никифоровича поступил в аспирантуру. Научных руководителей у меня было два – Прокопьев и Лев Григорьевич Анискин, очень сильные учёные. Параллельно занимался хоздоговорными работами по заказу Уральского турбомоторного завода (ныне – Уральский дизель-моторный завод). Кстати, предприятие это существует ещё со времён Великой Отечественной войны, когда там выпускали танковые моторы. Довелось работать по тематике двигателей ДМ-21 для большегрузных карьерных самосвалов БелАЗ, в том числе обсчитывать на ЭВМ подшипники, коленвал, кривошипно-шатунные механизмы.

В 1975-м, в срок, защитил кандидатскую. Работал младшим научным сотрудником, ассистентом, старшим научным сотрудником. Занимался наукой, преподавал – в частности, читал курс «Теория и конструкции автомобилей».

(продолжение следует...)